Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

Анализы главнейших полезных ископаемых 315 Расширение активности советского рыболовства в северных и осо­ бенно тихоокеанских водах приведет в будущем к изучению эксплоата- ции пока не используемых объектов моря — акул, скатов, моллюсков, водорослей и т. д. Эти продукты в настоящее время добываются капи­ талистическим рыболовством в масштабе миллионов центнеров на сот­ ни тысяч и миллионы долларов. Указанная продукция, представляя собой предмет широкого спроса огромного населения стран юго-востока Азии, создаст валютные ресурсы дальнейшего строительства СССР. Учитывая колоссальные лесные, ископаемые и другие богатства на­ шего Сибирского Севера, кратчайшие морские пути, которые в будущем объединят континенты, — требуется своевременная подготовка не толь­ ко южных выходов на сибирскую железнодорожную сеть, но и значи­ тельных специальных морских баз на западном и восточном выходах в океаны. В этом отношении Мурман и Камчатка представляют крупней­ шие возможности. Постепенная подготовка к их использованию в дан­ ном направлении должна быть начата в ближайшем будущем. Реконструируемая Камчатка приобретает новое значение в связях СССР с заокеанскими странами. На базе освоения ее легко доступных полезных ископаемых, в частности мировых запасов пемзы (снабжение которой 'В данный момент — монополия Италии), уже и ближайшее врё- ■ мя могут быть завязаны рациональные торговые отношения с Америкой. Свободные трюмы судов на обратном пути могут быть использованы для завоза в зоны работы ГУСМП хотя бы цемента, некоторых меха­ низмов и пр., необходимых на сегодня для более быстрого пробужде­ ния нашего крайнего северо-востока. Приближение к зоне действий северного мореплавания выдвигае­ мых нами баз bi конечном счете почти вдвое сокращает протяжение всей трассы. Длина последней по варианту Иоканга —Олюторка на 20—30°/о короче железнодорожных путей Ленинград — Владивосток, Москва — Владивосток. Тарифные и фрахтовые различия еще значитель­ нее сокращают экономическое расстояние этого варианта. В итоге получается значительное повышение производительности труда и эффективности работы всей системы. На этой базе район приобретает предпосылки решения основной задачи СССР — догнать и перегнать в экономическом отношении передовые капиталистические страны. З а к л ю ч е н и е . Современное и особенно предстоящее значение Ти­ хого океана и его северо-восточной части определяется рядом длитель­ ных тенденций и новых фактов современности. Важнейшие из них: все большее, с каждой пятилеткой усиливающееся движение социалистиче­ ского хозяйства СССР на восток, в зону размещения основных ресур­ сов Союза; перемещение хозяйственной жизни капиталистической Аме­ рики на тихоокеанскую сторону материка; агрессия правящих классов в Японии; освободительная борьба великого китайского народа; про­ буждение почти миллиардного населения юго-восточного угла Азии в целом; крайнее обострение противоречий в Европе, приводящее к росту тихоокеанских противоречий. Таковы основные факты, усложняющие положение и подчеркивающие значение и роль нашего тихоокеанского сектора. Освоение Северного морского пути производит революцию в пред­ ставлениях о мировых путях транспортно-экономических связей. Важ­ нейшие линии капиталистического мира: а) Немецкое море — зона Ма­ лайского архипелага; б) Немецкое море — Сан-Франциско, в) Нью- Йорк —Малайский архипелаг короче связываются новой трассой, чем старыми океанскими путями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz