Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

314 Приложение X подступ к печорским углю и нефти для их использования, в частности, и в северном направлении. Ископаемые районов Северного морского пути — огромная, пока не целиком осознанная предпосылка дальнейшего развития хозяйств Мур­ мана и Камчатки. «Третья пятилетка — пятилетка химии». Трудность по­ становки химии на Мурмане — в недостатке солей. В соли нуждается на­ ша рыбная промышленность зоны Баренцова моря и Тихого океана. Арк­ тический Нордвик при концентрации внимания к этому объекту спосо­ бен дать для Мурмана и Камчатки недостающую соль. Природные ресурсы Мурмана способны обеспечить постановку на ме­ сте производства электроизоляции, стекла для овощеводства закрытого грунта в зоне Северного морского пути, дать фтористые соединения для пропитки деревянных частей, гарантирующие их сопротивляемость при соприкосновении с влагой, дать мелиоративную керамику для нужд осушения и ряд других средств освоения Арктики. Высоко-огнеупорное сырье (силлиманит и кианит северо-восточного Мурмана) должно быть учтено в перспективных перевозках Северного морского пути тем более, что выход этого сырья ориентируется на воду и морские перевозки. Дополнительная энергетическая база Западного цикла может быть обеспечена электроэнергией бассейна рек Баренцова моря (северо-во­ сточный Мурман); портовая, транспортная база — Иокангским рей­ дом; сухопутная транспортная связь с центрами страны — коротким элекТрофицированным железнодорожным соединением! Иоканга — Лов- озеро. Мы сознательно оставляем в стороне разнообразнейшие и широчай­ шие возможности ископаемых центральной части Мурмана, которые бу­ дут привлечены в строительство в связи с устройством этой территории в транспортном отношении по связи ее с северо-восточными портами и ГЭС. Рыболовные колхозы западной, более освоенной части Мурмана — миллионеры. В мало освоенной северо-восточной части Мурмана, при на­ личии неиспользуемых 2 млрд. киловатт гидроэнергии района, кол­ хозы остаются все еще недостаточно мощными. Освоение северо-вос­ точного Мурмана — средство превращения тамошних колхозов в орга­ низации, подобные западнопобережным. Освоение Камчатки и северо-восточного Мурмана дает нашей стра­ не, превращающейся в мировую морскую державу, ряд новых незамер­ зающих портов, более удаленных от очагов войны. Освоение Мурмана и Камчатки есть увеличение численности их насе­ ления. На определенном уровне оно станет ресурсом пополнения кадров Северного морского пути людьми, знакомыми с Севером, свыкшимися и знающими условия работы в северных морях. Реконструкция северо-восточной части Мурмана, освоение Камчат­ ки создают дополнительный стимул роста, выдвижения и развития на­ родов Севера. Обилие термальных и минеральных источников Камчатки облегчает возможности курортного и лечебного отдыха трудящихся зоны Север­ ного морского пути в условиях несравненно большей близости от мест их работы. На ряду с дальнейшим ростом рыбного хозяйства замкнутого Кас­ пия, необходимо всемерное развитие рыболовства в морских, открытых богатейших районах страны и в первую очередь в ДВК, на Камчатке и Мурмане. Излагаемая концепция, естественно, приводит к решению этой задачи в целом во всей зоне.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz