Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

С хем а освоения Советской Арктики 313 Нечто подобное осуществимо и на восточном подступе Советской Арктики при возможном перемещении баз Г’УСМП из Владивостока в Петропавловск на Камчатке и, на ряду с последним, — в Усть-Камчатск, зону пролива Литке и бухты Олюторки. В этих условиях расстояния от названных точек до Берингова пролива последовательно сокращаются на 2500—3500 км или до 10 суток в днях пути, при соответствующем снижении эксплоатационных и других расходов. Движение на северо-восток приводит ГУСМП в исключительный по своим свойствам незамерзающий Петропавловский порт и лучшие бух­ ты восточного побережья Камчатки, по ряду которых уже имеются за­ конченные разработкой проектные задания строительства, без учета, однако, потребностей Северного морского пути. В итоге перемещения начальных звеньев работы на западный и во­ сточный подступы освоения Советской Арктики, в целом сокращается радиус работы судов на 4000—8000 км, сроки плавания сокращаются на 15—18 дней. Это мероприятие обеспечивает возможность работы вне чуждых проливов, исключительно в советских водах вблизи наших бе­ регов, в прекрасных, не загруженных другими функциями, незамерзаю­ щих портах. Работа Северного морского пути на Камчатке и северо-восточном Мурмане, в свою очередь, стимулирует более быстрое развитие этих территорий, повышение их обороноспособности, ликвидацию иностранно­ го хищничества в наших водах и т. п. Освоение северо-восточного Мурмана, несмотря на исключительные успехи сельского хозяйства в- зоне Хибин, не создает значительных до­ полнительных продовольственных ресурсов для западной зоны Северно­ го морского пути. Однако эта проблема решается здесь связями с цент­ ром страны, с районами, все более и более превращающимися, благо­ даря продвижению земледелия на север, из потребляющих в произво­ дящие. Строительство северо-восточного Мурмана, отражая специфику хо­ зяйства всего полуострова, укрепляет индустриальной базой освоение Северного морского пути с запада, в частности — базой судоремонта, судостроения, производства цемента, стройдеталей и т. д. На базе энергии северо-восточного Мурмана возможна постановка переработки концентратов зоны Северного морского пути, удачно увя­ зывающаяся с общим профилем промышленности Кольского полуост­ рова. Северо-восточный Мурман, благодаря возможности легкой связи с крупнейшими культурными центрами страны, может стать одной из зна­ чительнейших баз научно-технического освоения зоны Северного мор­ ского пути. Строительство специального завода в Кандалакше, предусмотренное тезисами тов. В. М. Молотова, приведет к комплексной переработке апатито-нефелиновой породы, получению алюминиевого сырья и ряда редкоэлементных концентратов. А это, в свою очередь, технологически предопределяет получение термо-фосфата и пеков, используемых на цемент. Необходимость доставки последнего о дальних радиусов в За­ полярье тем самым будет ликвидирована. Север на месте получит вя­ жущие, влагоустойчивые стройматериалы и термофосфат, — удобрение для кислых и болотных почв. Использование алюминиевого сырья связано с наличием плавня алюминия —криолита, получаемого из плавикового шпата. Лучшие раз­ ности и обильные запасы последнего имеются в западной части Совет­ ской Арктики — в Амдерме. Расширение работ в этом пункте создает

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz