Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
С хем а освоения Советской Арктики 313 Нечто подобное осуществимо и на восточном подступе Советской Арктики при возможном перемещении баз Г’УСМП из Владивостока в Петропавловск на Камчатке и, на ряду с последним, — в Усть-Камчатск, зону пролива Литке и бухты Олюторки. В этих условиях расстояния от названных точек до Берингова пролива последовательно сокращаются на 2500—3500 км или до 10 суток в днях пути, при соответствующем снижении эксплоатационных и других расходов. Движение на северо-восток приводит ГУСМП в исключительный по своим свойствам незамерзающий Петропавловский порт и лучшие бух ты восточного побережья Камчатки, по ряду которых уже имеются за конченные разработкой проектные задания строительства, без учета, однако, потребностей Северного морского пути. В итоге перемещения начальных звеньев работы на западный и во сточный подступы освоения Советской Арктики, в целом сокращается радиус работы судов на 4000—8000 км, сроки плавания сокращаются на 15—18 дней. Это мероприятие обеспечивает возможность работы вне чуждых проливов, исключительно в советских водах вблизи наших бе регов, в прекрасных, не загруженных другими функциями, незамерзаю щих портах. Работа Северного морского пути на Камчатке и северо-восточном Мурмане, в свою очередь, стимулирует более быстрое развитие этих территорий, повышение их обороноспособности, ликвидацию иностранно го хищничества в наших водах и т. п. Освоение северо-восточного Мурмана, несмотря на исключительные успехи сельского хозяйства в- зоне Хибин, не создает значительных до полнительных продовольственных ресурсов для западной зоны Северно го морского пути. Однако эта проблема решается здесь связями с цент ром страны, с районами, все более и более превращающимися, благо даря продвижению земледелия на север, из потребляющих в произво дящие. Строительство северо-восточного Мурмана, отражая специфику хо зяйства всего полуострова, укрепляет индустриальной базой освоение Северного морского пути с запада, в частности — базой судоремонта, судостроения, производства цемента, стройдеталей и т. д. На базе энергии северо-восточного Мурмана возможна постановка переработки концентратов зоны Северного морского пути, удачно увя зывающаяся с общим профилем промышленности Кольского полуост рова. Северо-восточный Мурман, благодаря возможности легкой связи с крупнейшими культурными центрами страны, может стать одной из зна чительнейших баз научно-технического освоения зоны Северного мор ского пути. Строительство специального завода в Кандалакше, предусмотренное тезисами тов. В. М. Молотова, приведет к комплексной переработке апатито-нефелиновой породы, получению алюминиевого сырья и ряда редкоэлементных концентратов. А это, в свою очередь, технологически предопределяет получение термо-фосфата и пеков, используемых на цемент. Необходимость доставки последнего о дальних радиусов в За полярье тем самым будет ликвидирована. Север на месте получит вя жущие, влагоустойчивые стройматериалы и термофосфат, — удобрение для кислых и болотных почв. Использование алюминиевого сырья связано с наличием плавня алюминия —криолита, получаемого из плавикового шпата. Лучшие раз ности и обильные запасы последнего имеются в западной части Совет ской Арктики — в Амдерме. Расширение работ в этом пункте создает
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz