Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

312 Приложение X Возможные вариации промышленных отраслей, возникающих на ком­ плексном использовании минеральных ресурсов Мурмана, способы обес­ печения рядом вяжущих строительных материалов — факт, достаточно существенный в смысле облегчения строительства портов полуострова и западной зоны Севморпути. Рассмотрение новых пространственных соотношений и сочетаний тех­ нологических процессов отдельных отраслей производства и хозяйства Кольского полуострова в условиях не только освоенной полосы, но и всего Мурмана приводит к разнообразнейшим возможностям их но­ вого, более эффективного комбинирования. Совокупность приведенных в- исследованиях фактов: и соображений по- иному, казалось бы, решает вторую по трудности проблему Мурмана, — его транспортное освоение. Появление новых морских путей и портов на северо-востоке дает возможность более выгодно комбинировать их и новые соединительные линии сухопутного транспорта, работающего на электроэнергии и связанного с системой автогужевого строительства. Освоение северо-востока Мурмана концентрирует в зоне Иокангско- го рейда (связанного железнодорожным транспортом с Кировской ма­ гистралью) мощную энергетику, весь технический арсенал, ресурсы и кадры, флот и продукцию на перекрестке мировых морских сообщений на пороге ворот Карского моря. З н а ч е н и е М у р м а н а и К а м ч а т к и в о с в о е н и и С о в е т ­ с к о й А р к т и к и . Широко распространенное представление о необитае­ мости, примитивности хозяйства, первобытности состояния природы, — как типичных для Арктики — в нашей стране рассеяно. Нам всем ясно, что не градусы широты Манитобы (52°) или штата Нью-Йорк (43°), северной Гренландии (75°) или Диксона (72°) вызывают различие уров­ ней их экономического развития. Понимание исторически сложившихся причин различия хозяйствен­ ной позиции разных территорий Севера, огромность богатств! Советской Арктики возбуждает в нас волю к ее социалистической реконструкции и освоению. Однако объем задач, стоящих перед нашей страной по ос­ воению Севера, грандиозен. Заполярье всех капиталистических стран со­ ставляет 7.4 млн. км2, Советское Заполярье равняется 10 млн. км’2. Отдавая себе отчет в трудности решения задачи, мы должны систе­ матически подготовить и начать штурм Крайнего Севера одновременно и с трудных и с наиболее доступных участков. Укрепляясь в высоких широтах и работая в низких температурах, на противоположных сторонах от зоны их распространения, мы должны использовать более благоприятные возможности нигде не повторяемых сочетаний элементов природы Мурмана и преимущества, лежащие в средней зоне Камчатки, опираясь на экономику, кадры и пр. внутренних частей страны. Анализ возможных сочетаний географического размещения элемен­ тов хозяйства, узлов и комплексов приводит в западном подступе осво­ ения Арктики к возможности перемещения основных баз ГУСМП из Ленинграда в Мурманск и из Мурманска на северо-восток Кольского полуострова, на Иокангский рейд. В этих условиях расстояние от на­ званных точек до ворот, Карского моря последовательно укорачивается о соответствующей экономией ходового времени судов, снижением по­ требного ремонта, расходов и т. д. Движение освоения на северо-восток Мурмана переводит начальные участки Северного морского пути из замерзающих (в Балтике) в неза­ мерзающие порты зоны Гольфстрима, ставя северный флот в непосред­ ственную близость к входу в Карское море.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz