Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
С хем а освоения Советской Арктика 311 стные и более освоенные части, пока вытянутые узкой меридиональной лентой вдоль линии Кировской железной дороги и Кольского залива. Основными проблемами освоенной части Мурмана, как и всего по луострова в целом, были и остаются проблемы населения, топлива и транспорта. В последнее время к этому прибавляется необходимость расширения энергетической базы полуострова в целом. Население Мурмана необычайно быстро растет, но его все еще не достаточно. Углеснабжение полуострова базируется на продукции концессионных копей Шпицбергена и дальнепривозном донецком топливе. Это обуслов ливает дороговизну угля на Мурмане и, помимо того, нецелесообразно в ряде отношений. Бурный рост промышленности, электрификация транспорта, рост энергоемких отраслей выдвигают со все большей определенностью не обходимость укрепления приходной части топливного и электрического баланса Мурмана в целом. Используемые в настоящее время мощные источники гидроэнергии должны быть усилены, чтобы обеспечить даль нейшее строительство освоенной, а также центральной и северо-восточ ной (пока неосвоенной) частей полуострова. В свете этой обстановки выдвижение использования энергии бассей на Баренцова моря (Териберки, Вороньей, Вост. Лицы, Харловки, Иоканги, Поноя), составляющего более половины мощности всей гид роэнергии Карело-Мурманского края, приобретает существенное значе ние и на много лет решает возможность дальнейшего строительства цветной металлургии, химической промышленности, промышленности редких металлов и земель, равно как и других отраслей хозяйства, в том числе и электрифицированного транспорта Мурмана. Пространственная близость течений рек бассейна Баренцова моря предопределяет близость генерирующих точек и возможность их даль нейшего кольцевания. Движение освоения Кольского полуострова в центр и на северо-во1- сток решает и ряд других существенных проблем, в частности — освое ние новых ресурсов ценнейших полезных ископаемых и богатейших рыбных ресурсов этой части Баренцова моря. Подход к более легкой эксплоатации несметных рыбных богатств Чешской губы, менее доступ ной для действия тральщиков при условии их опоры на базу Кольского залива, также обеспечивается этим путем. На ряду с Мурманским рыбным портом, в условиях движения на северо-восток открывается возможность создания Иокангского порта, по своим качествам почти не уступающего великолепной бухте Коль ского залива. Иокангский рейд с суши обеспечивается мощной гидро электроэнергией р. Иоканги, при необходимости легко допускающей кольцевание с рядом соседних, наиболее мощных в этом районе гидро энергоузлов. Портовое строительство в указанной точке открывает доступ не только к Канинско-Печорскому рыбному району мирового значения, но и к полиметаллическим рудам северных островов, плавиковому шпату Амдермы, приближает к освоению углей и нефти Печоры и Тимана. Использование противоположностей геологического строения кедр Кольского полустрова и северного Урала, увязанных общностью мор ской акватории, на базе наиболее дешевого морского транспорта, приоб ретает значение далеко не местного характера. По мере увеличения тех нических средств, укрепляющих северо-восточную часть Мурмана, не только энергетическая, но и топливная проблемы Кольского полуострова решаются на другом, значительно более приемлемом базисе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz