Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

310 Приложение IX пряженного труда и внимания, планомерного создания опорных баз не только в более освоенных и доступных, но и в более близких к Аркти­ ке зонах Союза, — в зонах, в свою очередь опирающихся на всю мощь нашей страны. Объем возникающих задач освоения требует мыслить эти опорные базы в масштабах величин целых стран капиталистического мира. Богатейшие Мурман и Камчатка, как территории в настоящее время более освоенные, чем Советская Арктика, и лежащие на противопо­ ложных концах Северного морского пути, приобретают в нашем пред­ ставлении значение восточного и западного подступов освоения Советской Арктики в едином плане строительства этой зоны, как и всего СССР. Их роль в нашем замысле подчеркивается наличием на Камчатке и Мурмане незамерзающих портов международного значения, акваторий открытых морей и рядом других существенных моментов, освещаемых в наших исследованиях. Новое качество расцветших после социалистической революции (за­ брошенных и разоряемых до 1917 г.) Мурмана и Камчатки, выдвигает задачу, на ряду о генпланом строительства Арктики, создания гипотезы и плана строительства западной и восточной базы ее освоения, исходя из современной хозяйственной проблематики Камчатки и Мурмана. Решение этой задачи максимально обеспечивает рациональный, целе­ вой план очередности исследования и строительства ведущих звеньев всей зоны, ее узлов и народнохозяйственных комплексов (Иоканга, Са- гастыр, Нордвик, бухты пролива Литке, Петропавловск на Камчатке и др.). Необходимые исследования даже только решающих объектов колос­ сального района потребуют многих лет. Поэтому разработка гипотезы освоения всей зоны из дела, казалось бы, отдаленного будущего пре­ вращается в острую задачу современности: «превратить к концу треть­ ей пятилетки Северный морской путь в нормально действующую вод­ ную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Восто­ ком» (тов. Молотов). (Последующий текст, характеризующий производительные силы Камчатки под углом зрения исследования автора, опускается как не имеющий прямого отношения к настоящей книге.) Му р м а н . Строительство Кольского полуострова связано с кипу­ чей деятельностью С. М. Кирова. За десяток лет Мурман стал широко популярен в нашей стране. Его значение подчеркивается личным посе­ щением этого района тов. Сталиным и тов. Ворошиловым. Природа, ископаемые, рыбные богатства, обилие гидроэнергетики, самые северные в мире гидростанции, химическая и полиметаллическая промышленность, мощная электрифицированная железнодорожная ма­ гистраль •—■в основных чертах известны каждому. Развитие Мурмана идет быстрее, и уровень его выше развития Камчатки. Однако не все части Кольского полуострова одинаково освоены и даже исследованы. Его северо-восточная часть, так же, как и геогра­ фический центр (район Кейв), еще недавно были белым пятном на со­ ветских картах. Полная хозяйственная оценка полуострова, создание ги­ потезы его дальнейшего строительства возможны лишь при его целост­ ном восприятии, при оценке его положения в связи и противопоставле­ нии с характером соседних районов. Северо-восточный, еще не освоенный Мурман представляет не менее широкие энергетические, индустриальные, рыбопромышленные, портовые, а следовательно, и транспортно-морские возможности, чем его изве­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz