Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
310 Приложение IX пряженного труда и внимания, планомерного создания опорных баз не только в более освоенных и доступных, но и в более близких к Аркти ке зонах Союза, — в зонах, в свою очередь опирающихся на всю мощь нашей страны. Объем возникающих задач освоения требует мыслить эти опорные базы в масштабах величин целых стран капиталистического мира. Богатейшие Мурман и Камчатка, как территории в настоящее время более освоенные, чем Советская Арктика, и лежащие на противопо ложных концах Северного морского пути, приобретают в нашем пред ставлении значение восточного и западного подступов освоения Советской Арктики в едином плане строительства этой зоны, как и всего СССР. Их роль в нашем замысле подчеркивается наличием на Камчатке и Мурмане незамерзающих портов международного значения, акваторий открытых морей и рядом других существенных моментов, освещаемых в наших исследованиях. Новое качество расцветших после социалистической революции (за брошенных и разоряемых до 1917 г.) Мурмана и Камчатки, выдвигает задачу, на ряду о генпланом строительства Арктики, создания гипотезы и плана строительства западной и восточной базы ее освоения, исходя из современной хозяйственной проблематики Камчатки и Мурмана. Решение этой задачи максимально обеспечивает рациональный, целе вой план очередности исследования и строительства ведущих звеньев всей зоны, ее узлов и народнохозяйственных комплексов (Иоканга, Са- гастыр, Нордвик, бухты пролива Литке, Петропавловск на Камчатке и др.). Необходимые исследования даже только решающих объектов колос сального района потребуют многих лет. Поэтому разработка гипотезы освоения всей зоны из дела, казалось бы, отдаленного будущего пре вращается в острую задачу современности: «превратить к концу треть ей пятилетки Северный морской путь в нормально действующую вод ную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Восто ком» (тов. Молотов). (Последующий текст, характеризующий производительные силы Камчатки под углом зрения исследования автора, опускается как не имеющий прямого отношения к настоящей книге.) Му р м а н . Строительство Кольского полуострова связано с кипу чей деятельностью С. М. Кирова. За десяток лет Мурман стал широко популярен в нашей стране. Его значение подчеркивается личным посе щением этого района тов. Сталиным и тов. Ворошиловым. Природа, ископаемые, рыбные богатства, обилие гидроэнергетики, самые северные в мире гидростанции, химическая и полиметаллическая промышленность, мощная электрифицированная железнодорожная ма гистраль •—■в основных чертах известны каждому. Развитие Мурмана идет быстрее, и уровень его выше развития Камчатки. Однако не все части Кольского полуострова одинаково освоены и даже исследованы. Его северо-восточная часть, так же, как и геогра фический центр (район Кейв), еще недавно были белым пятном на со ветских картах. Полная хозяйственная оценка полуострова, создание ги потезы его дальнейшего строительства возможны лишь при его целост ном восприятии, при оценке его положения в связи и противопоставле нии с характером соседних районов. Северо-восточный, еще не освоенный Мурман представляет не менее широкие энергетические, индустриальные, рыбопромышленные, портовые, а следовательно, и транспортно-морские возможности, чем его изве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz