Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
292 Приложение VI ПРИЛОЖЕНИЕ VI КАНДАЛАКШСКИЙ УЗЕЛ, ЕГО БОГАТСТВА И БУДУЩЕЕ1 Кандалакша (67°<У сев!, шир. и 32°20' вост. долг, от Гринича) яв ляется центром Кандалакшского района Мурманской области. Она ле жит bi устье мощной горной реки Нивы, вытекающей из оз. Имандра и впадающей в Кандалакшскую губу Белого моря. С севера на юг се ление прорезывает Кировская железная дорога, имеющая депо в Кан далакше. От Кировска до Кандалакши расстояние по железной дороге равно 100 км, от Мурманска — 300 км. В отлйчие он Кировска, который может быть назван городом «Пер вой пятилетки», Кандалакша представляет собой одно из старейших на Кольском полуострове поморских селений, упоминание о котором встре чается в исторических актах уже в середине XVI в. Однако до по стройки Кировской железной дороги Кандалакша ничем не отличалась от многочисленных поморских селений с населением в 200—300 человек. Только проведение в 1916 г. железной дороги и организация и Канда лакше депо явились стимулом роста селения. Все же по переписи 1926 г. здесь было зарегистрировано 4195 человек, занимавшихся, помимо ра боты на железной дороге, почти исключительно рыболовством. Поло жение Кандалакши изменилось лишь с началом первого пятилетия, когда в ней был построен лесопильный завод на четыре рамы, консерв ный комбинат, организуется кирпичный завод и т. д. Благодаря этому строительству численность населения Кандалакши начинает быстро воз растать и в 1934 г. достигает 16 239 человек при общем населении в районе приблизительно в 27 000 человек. Начиная с 1938 года развитие Кандалакши идет усиленным темпом, используя выгодное географиче ское положение, значительные местные ресурсы и хозяйственную цен ность этой точки, как энергетического узла. В 1939 г. население достигло 22.2 тыс. с неуклонной тенденцией к дальнейшему росту. Указанные выше условия определяют и выбор Кандалакши в каче стве центра первичной переработки кольского и, в частности, хибин ского сырья. В самом деле, Кандалакша прежде всего очень удобно расположена по отношению к источникам гидроэнергии, представленным - в первую очередь р. Нивой. Кроме Нивы, недалеко от Кандалакши расположена р. Колвица, с возможностью использования ее гидроэнергии в очень выгодных топографических условиях и доступностью включения этой энергии в общее кировское кольцо. И, наконец, на сравнительно не большом расстоянии от Кандалакши по направлению к югу находится самый мощный и прекрасно регулируемый источник энергии Северной Карелии и Мурмана — р. Ковда. Точно так же и © транспортном отношении Кандалакша занимает весьма удобную позицию, поскольку она стоит не только на Кировской железнодорожной магистрали, дающей ей кратчайшую связь с источ никами сырья и местами потребления продукции, ко и на берегу глубо ководной губы Белого моря, позволяющей установить прямую морскую связь с портами Белого и Баренцова моря. Прямые связи с последним для Кандалакши представляют интерес в виду значительной потребно сти ее в ископаемом горючем и частично © виду привоза соли, гипса и известняка; связь же с реками беломорского бассейна важна потому, 1 В виду исключительной важности развития этого узла мы приводим ряд дан ных о его роли в качестве химического центра и источника сырья (по сводке Коль ской базы АН).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz