Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
272 Приложение II ской литературе мы не находим достаточных описаний тех ме тодов, при которых широко применяют базальт и оливиновые породы в дорожном деле. Отдельные фирмы применяют свои собственные приемы, и известны только отдельные частности, например, о том, что попутно применяется периодическая поливка слабыми кислыми рас творами дорожного полотна, а особенно -—поливка хлористым каль цием — отбросом химических фабрик. Конечно, процессы здесь могут быть исключительно разнообразными, но в основу всех их должно быть положено использование местного сырья, местных отбросов химиче ских процессов и частично местных шлаков; это —< единственный путь создания необходимых материалов для строительства дорог, для кото рых вопрос дешевизны и массовости является доминирующим. Дорожное дело на Кольском полуострове требует к себе особо внимательного отношения; оно должно явиться существенным факто ром для установления связи между отдельными производственными центрами, и весь успех его зависит от нахождения тех выгодных со четаний природных материалов, которые смогут обеспечить дешевизну и прочность производства. В этом отношении является скорее отрица тельным опыт создания автомобильной дороги около Кировска. Нефе линовый сиенит и нефелиновая дресна не являются сами по себе свя зывающими веществами и выгодным материалом, — дороги быстро покрываются выбоинами и требуют постоянного и (неуклонного ухода, вызывающего значительные накладные расходы. Как будет вести себя нефелиновый сиенит в сочетании о некоторыми кислыми битумами, не известно. Можно ожидать, что здесь, вследствие разлагаемости нефе лина, можно получить аналогичные о оливином соединения, хотя и меньшей прочности, благодаря образованию более легко растворимого и переносимого водой щелочного растворимого стекла. Применение щелочного жидкого стекла Применение жидкого щелочного стекла, расширяющееся с каждым годом (особенно в США), ограничивается, однако, необходимостью использовать для этого исключительно известковые каменные покры тия, так как только с известняком или доломитом жидкое стекло дает необходимую химическую реакцию. Второе ограничение, которое вно сится в применение жидкого стекла, заключается © его сравнительно легкой вымываемости. Как при всяком легко растворимом соединении, необходимо повторное флюатирование полотна шоссе и, таким обра зом, повторное внесение новых порций жидкого стекла. Наконец, тре тье затруднение заключается в его дороговизне, так как жидкое стек ло стоит примерно 15 долларов за тонну в Америке, т. е. 30 золотых рублей, что в наших условиях составляет 100—150 рублей. При дефи цитности и дороговизне соды и сульфата и особенно при отсутствии источника этих веществ на нашем Севере применение чистого жид кого стекла всегда будет наталкиваться на вопросы экономики. Нако нец, применимость жидкого стекла ограничивается климатическими условиями, так как влажный климат усиливает вымывание этого мате риала. Применение нефелина Как видно, заменой жидкого стекла раствором нефелина и оливи на пытаются ослабить эти недостатки. Теоретачеоки этот путь дол жен оказаться значительно более выгодным, чем непосредственное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz