Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

272 Приложение II ской литературе мы не находим достаточных описаний тех ме­ тодов, при которых широко применяют базальт и оливиновые породы в дорожном деле. Отдельные фирмы применяют свои собственные приемы, и известны только отдельные частности, например, о том, что попутно применяется периодическая поливка слабыми кислыми рас­ творами дорожного полотна, а особенно -—поливка хлористым каль­ цием — отбросом химических фабрик. Конечно, процессы здесь могут быть исключительно разнообразными, но в основу всех их должно быть положено использование местного сырья, местных отбросов химиче­ ских процессов и частично местных шлаков; это —< единственный путь создания необходимых материалов для строительства дорог, для кото­ рых вопрос дешевизны и массовости является доминирующим. Дорожное дело на Кольском полуострове требует к себе особо внимательного отношения; оно должно явиться существенным факто­ ром для установления связи между отдельными производственными центрами, и весь успех его зависит от нахождения тех выгодных со­ четаний природных материалов, которые смогут обеспечить дешевизну и прочность производства. В этом отношении является скорее отрица­ тельным опыт создания автомобильной дороги около Кировска. Нефе­ линовый сиенит и нефелиновая дресна не являются сами по себе свя­ зывающими веществами и выгодным материалом, — дороги быстро покрываются выбоинами и требуют постоянного и (неуклонного ухода, вызывающего значительные накладные расходы. Как будет вести себя нефелиновый сиенит в сочетании о некоторыми кислыми битумами, не­ известно. Можно ожидать, что здесь, вследствие разлагаемости нефе­ лина, можно получить аналогичные о оливином соединения, хотя и меньшей прочности, благодаря образованию более легко растворимого и переносимого водой щелочного растворимого стекла. Применение щелочного жидкого стекла Применение жидкого щелочного стекла, расширяющееся с каждым годом (особенно в США), ограничивается, однако, необходимостью использовать для этого исключительно известковые каменные покры­ тия, так как только с известняком или доломитом жидкое стекло дает необходимую химическую реакцию. Второе ограничение, которое вно­ сится в применение жидкого стекла, заключается © его сравнительно легкой вымываемости. Как при всяком легко растворимом соединении, необходимо повторное флюатирование полотна шоссе и, таким обра­ зом, повторное внесение новых порций жидкого стекла. Наконец, тре­ тье затруднение заключается в его дороговизне, так как жидкое стек­ ло стоит примерно 15 долларов за тонну в Америке, т. е. 30 золотых рублей, что в наших условиях составляет 100—150 рублей. При дефи­ цитности и дороговизне соды и сульфата и особенно при отсутствии источника этих веществ на нашем Севере применение чистого жид­ кого стекла всегда будет наталкиваться на вопросы экономики. Нако­ нец, применимость жидкого стекла ограничивается климатическими условиями, так как влажный климат усиливает вымывание этого мате­ риала. Применение нефелина Как видно, заменой жидкого стекла раствором нефелина и оливи­ на пытаются ослабить эти недостатки. Теоретачеоки этот путь дол­ жен оказаться значительно более выгодным, чем непосредственное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz