Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

Материалы по применению оливиновых и нефелиновых пород 271 использовать в качестве связывающего вещества отходы торфяного производства и те смолы, которые из них получаются. При этом особое внимание должно быть обращено на кислотность этих отходов, и при­ дется лишь считаться с содержанием в них вредных составных частей, — испытать действие их производных на резину автомобилей и на ого­ родные культуры.1 Вопросы дорожного дела и нахождение для дорог Кольского по­ луострова подходящих материалов представляют задачу огромной важности. Для простых дорог она может легко решаться при помощи огромного количества тех местных материалов, которые имеются на каждом шагу на Кольском полуострове. Однако для дорог общегосу­ дарственного значения, для создания автомагистралей специального назначения требуются более прочные формы связей, и в этом направ­ лении интерес представляет как раз использование специальных пород и в частности отходов мончевских руд. Нет никакого сомнения, что особенно интересным является приме­ нение последних. Оно, однако, наталкивается на необходимость специ­ ального крупного дробления, но не исключена возможность найти такие методы, при которых будет извлекаться тот остаток рудных со­ единений, которые в отбросах руды достигают заметного процента ни­ келя и представляют сами по себе достаточно ценную руду на этот металл. Только путем одновременного использования этих отходов для огнеупоров и для извлечения ценных сульфидов возможно получить то дешевое макадамовое сырье, которое необходимо для дорожного дела. Равным образом, использование оливинитов для этой цели может иметь практическое значение только в том случае, если оно будет тесно связано с процессом получения форстеритовых огнеупоров и если разные фракции при дроблении будут находить себе полное приме­ нение без удорожания суммарного производства. Смогли ли бы полу­ чаемые этим путем продукты явиться экспортной статьей для вывоза за границу — неясно. Всякий накладной расход и особенно перегрузка удорожают производство и делают маловероятным его использование для экспорта. Опыт (по крайней мере Норвегии) в этом отношении показал, что успешно поставили макадамовое производство те камено­ ломни и дробильные фабрики, которые были расположены непосред­ ственно у самого берега моря и могли конвейером грузить пароход, стоящий у прикола. Впрочем, опыт Чехо-Словакии показал, что еще в 1937 г., при моем посещении ряда базальтовых ломок, добывавшийся там базальт Отправляли в Германию, где его с успехом применяли при дорожном строительстве в районах, расположенных за несколько сот километров от места добычи (при очень дорогих железнодорожных тарифах). Исходя из сказанного, можно притти к выводу, что углубленное изучение применения оливинов й отходов мончевской обогатительной фабрики должно итти © нескольких направлениях, а именно: форсте- ритовые кирпичи, дорожный материал, специфические магниевые удо­ брения и, может быть, частично, при дешевой серной кислоте, источ­ ник тех химических веществ —- как магнезиальный силикагель и соли магния, —■которые имеют значение не только сами по себе, но и как дополнительный материал для получения тех же форстеритовых кир­ пичей, о которых речь была ©ыше. В западноевропейской и американ­ 1 Одним из геологов, работающих на Кольском полуострове, высказана ин­ тересная мысль о возможности использовать для дорожного дела сапропелевые осадки некоторых кольских озер и болот.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz