Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

270 Приложение II Применение оливиновых пород Уже лет 20 тому назад было подмечено, что между кислыми гуд- ронами и базальтовой дресвой устанавливается некоторое химическое взаимоотношение, что базальт, будучи весьма прочен, вместе о тем создает какие-то устойчивые соединения и укрепляет самый цемент. Этот вопрос был детально изучен норвежцами. Они использовали вме­ сто базальта, которого у них нет, диабазовую породу и положили на­ чало, еще в 20-х гг. текущего столетия, крупной промышленности дробления норитов), так называемых гиперитов, содержащих оливин, которые экспортировались в огромных количествах (до 1 млн. т ®год), особенно в Англию, для постройки наиболее совершенных автомобиль­ ных Путей. В основе использования этих пород лежало одно характер­ ное свойство, которое типично для минерала оливина, содержащегося в указанной породе в количествах от 20 до 50°/о. Даже довольно сла­ быми кислотами оливин разлагается о выделением своеобразного кремневого геля, так называемого магнезиального жидкого стекла. В. М. Гольдшмидт в Норвегии указал на то, что в этом жидком сте­ кле и заключается особая практическая ценность гиперитовых пород в покрове дороги. Частично разлагаемый на поверхности, оливин вхо­ дит во взаимодействие с кислым цементирующим веществом типа гудронов, и в результате получается прочная связь, о одной стороны, сохраняющая гибкость 'взаимоотношений между макадамом и цемен­ том, а с другой — упруго удерживающая частицы макадама внутри са­ мого полотна. На больших гиперитовых и базальтовых фабриках идет массовое раскалывание породы и рассортировка получаемого материала по величине обломков, начиная с 3 см до 0.5 см. Искусство состав­ ления шихты для дорог заключается в установлении правильных вза­ имоотношений между различными сортами по величине самого мака­ дама и добавочной шихты гудрона или смолы. В этом отношении очень ценным является то, что попутно с дроблением породы полу­ чается большое количество более мелких отходов, которые с базаль­ товых дробильных фабрик Чехословакии и Германии идут на при­ готовление отекла, а в Норвегии — направляются на заводы огнеупо­ ров, давая вместе с пережженным магнезитом или окисью магния так называемые форстеритовые кирпичи с высокой температурой плав­ ления— свыше 1800°. Вопросы составления шихты приобретают осо­ бое значение в зависимости от рода и химического состава гиперито­ вых пород, причем в некоторых случаях, как мне сообщали инженеры Южной Норвегии, приходится подкислять растворы остаточными во­ дами, например целлюлозных фабрик, с целью более эффективного разделения корочек оливиновых зерен. В результате указанного! процесса получаются мягкие и вместе с тем устойчивые виды дорожного полотна для самых ответственных автомобильных путей, которые нередко могут конкурировать с настоя­ щими цементными автострадами и в условиях колебания температу­ ры являются даже более выгодными, чем последние. В условиях нашего Севера и при необходимости создания высоких сортов автомобильных дорог приходится считаться о указанным выше фактором. Наличие ультраосновных пород и, частью, отходов от рудника Мончи позволяет ставить вопрос о возможности применения их в ши­ роком масштабе для дорожного дела, с одновременным использова­ нием мелких фракций для высоких огнеупоров. Выгода этого про­ цесса для Севера будет реальна особенно в том случае, если удастся

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz