Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
Материалы по применению оливиновых и нефелиновых пород 269 ми особенностями пород и минеральных образований. Так, плотные основные и ультраосновные породы обычно практически связаны с повышениями рельефа, наоборот, — линзы доломитов и особенно из вестняков — с понижениями. Места тектонических трещин, нередко связанные с жильными выделениями, благодаря абразии и эрозии обыч но превращаются в щельи, ущелья или вымоины. Таковы, например, щельи в местах барито-кальцитовых жил Западного Мурмана, ущелья Хибин и отвечающие им зоны перетирания и разрушения (с новообра зованием карбонатов). Определенное понижение в рельефе, хотя бы и небольшое, связано с разрушением верхов сульфидных жил Мончи. Очень характерна особая устойчивость кварцевых жил и пегматитов, образующих мощные россыпи. Поисковик должен очень считаться с формами рельефа и выцветами на стенках трещин и ущелий. ПРИЛОЖЕНИЕ II МАТЕРИАЛЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОСНОВНЫХ И НЕФЕЛИНОВЫХ ПОРОД В ДОРОЖНОМ ДЕЛЕ Введение В 1924 г. при посещении Южной Норвегии я познакомился о во просом об использовании оливиновых и норитовых пород для дорож ного дела и напечатал по этому поводу небольшую статью в журнале «Природа» и в газете «Известия». В 1938 году в американских жур налах появилась статья знаменитого норвежского геохимика В. М. Гольдшмидта, который указывал на широкое применение оливиновых пород в разных отраслях промышленности, причем говорил, что от бросы этих более тонких производств могут служить сырьем для до рожного дела. Вопрос о применении твердых горных пород в качестве щебня для получения прочного полотна дороги был выдвинут впервые шотланд ским инженером Мак-Адамом, и о тех пор применяемый в дорожном деле щебенчатый материал носит название макадама. Долгое время считалось правильным применение для этой цели гранитной дресвы, и много дорог, особенно во Франции (которая одно время шла впереди других стран), строилось при помощи щебенки из гранитов или гней сов. Так продолжалось до тех пор, пока не были введены новые ме тоды гудронирования и цементирования щебенки и дресвы и когда стало выясняться, что вопрос о создании прочного полотна является проблемой не только механических, но и химических взаимоотношений между самой дресвой и обломочным материалом!. Между гудроном, асфальтом, другими типами битумов, применяе мых в дорожном деле, и гранито-гнейсовой щебенкой никаких устой чивых химических взаимоотношений не устанавливается. Кварц и по левой шпат не образуют с гудроном каких-либо промежуточных со единений, и поэтому такое полотно ведет к легкому выбиванию ча стиц макадама. Уже давно было замечено, что иными свойствами об ладают породы основные, богатые магнием, и в частности — базальты. Применение базальтов в качестве макадама было начато особенно энергично в Германии и во Франции. Базальтовая дресва применяется в огромных масштабах, и целый ряд крупнейших партий базальта, на пример из Чехо-Словакии, работался на экспорт в соседние страны для нужд макадамовой промышленное1™.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz