Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

Материалы по применению оливиновых и нефелиновых пород 269 ми особенностями пород и минеральных образований. Так, плотные основные и ультраосновные породы обычно практически связаны с повышениями рельефа, наоборот, — линзы доломитов и особенно из­ вестняков — с понижениями. Места тектонических трещин, нередко связанные с жильными выделениями, благодаря абразии и эрозии обыч­ но превращаются в щельи, ущелья или вымоины. Таковы, например, щельи в местах барито-кальцитовых жил Западного Мурмана, ущелья Хибин и отвечающие им зоны перетирания и разрушения (с новообра­ зованием карбонатов). Определенное понижение в рельефе, хотя бы и небольшое, связано с разрушением верхов сульфидных жил Мончи. Очень характерна особая устойчивость кварцевых жил и пегматитов, образующих мощные россыпи. Поисковик должен очень считаться с формами рельефа и выцветами на стенках трещин и ущелий. ПРИЛОЖЕНИЕ II МАТЕРИАЛЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОСНОВНЫХ И НЕФЕЛИНОВЫХ ПОРОД В ДОРОЖНОМ ДЕЛЕ Введение В 1924 г. при посещении Южной Норвегии я познакомился о во­ просом об использовании оливиновых и норитовых пород для дорож­ ного дела и напечатал по этому поводу небольшую статью в журнале «Природа» и в газете «Известия». В 1938 году в американских жур­ налах появилась статья знаменитого норвежского геохимика В. М. Гольдшмидта, который указывал на широкое применение оливиновых пород в разных отраслях промышленности, причем говорил, что от­ бросы этих более тонких производств могут служить сырьем для до­ рожного дела. Вопрос о применении твердых горных пород в качестве щебня для получения прочного полотна дороги был выдвинут впервые шотланд­ ским инженером Мак-Адамом, и о тех пор применяемый в дорожном деле щебенчатый материал носит название макадама. Долгое время считалось правильным применение для этой цели гранитной дресвы, и много дорог, особенно во Франции (которая одно время шла впереди других стран), строилось при помощи щебенки из гранитов или гней­ сов. Так продолжалось до тех пор, пока не были введены новые ме­ тоды гудронирования и цементирования щебенки и дресвы и когда стало выясняться, что вопрос о создании прочного полотна является проблемой не только механических, но и химических взаимоотношений между самой дресвой и обломочным материалом!. Между гудроном, асфальтом, другими типами битумов, применяе­ мых в дорожном деле, и гранито-гнейсовой щебенкой никаких устой­ чивых химических взаимоотношений не устанавливается. Кварц и по­ левой шпат не образуют с гудроном каких-либо промежуточных со­ единений, и поэтому такое полотно ведет к легкому выбиванию ча­ стиц макадама. Уже давно было замечено, что иными свойствами об­ ладают породы основные, богатые магнием, и в частности — базальты. Применение базальтов в качестве макадама было начато особенно энергично в Германии и во Франции. Базальтовая дресва применяется в огромных масштабах, и целый ряд крупнейших партий базальта, на­ пример из Чехо-Словакии, работался на экспорт в соседние страны для нужд макадамовой промышленное1™.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz