Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

242 Г лава восьмая использованием, частично, например, для разложения нефелина и по­ лучения сернистокислых солей калия и натрия, нужных в бумажной промышленности. Энергичные поиски высокосортных пирротинов явля­ ются необходимыми как в наружном кольце вокруг Хибин по линии «цветного пояса», так, в особенности, в районе Туломы, где в ряде областей намечается высокое содержание пирротина в отдельных лин­ зах. Попутно укажем на то, что отрицательной стороной пирротинов всех этих месторождений является их очень легкая окисляемость, 1 ничтожная примесь других полезных металлов, которые практически не приходится принимать во внимание при использовании сырья.2 Лишь самый конечный' продукт обжига в виде огарка сможет иметь неко­ торое применение в качестве красной или коричневой краски. Е. П е р е р а б о т к а т о р ф а . Химические использования т о р ф а и з к р у п н ы х т о р ф я н ы х м а с с и в о в представляют собой одну из благодарнейших задач, не поставленных до сих пор конкретно на территории Кольского полуострова. Однако опыт Лапландского заво­ да и примененных на нем новых печей системы Б. К. Климова сыграл большую роль в развитии нашей торфяной (и сланцевой промышлен­ ности, и, несмотря на неудачную экономику этого завода, на судьбах советской сланцевой промышленности о« отразился положитель­ но. Дело в том, что этот опыт показал возможность применения особых печей, которые дают возможность получать дорожные биту­ мы и смолы путем соответственной переработки торфяных масс. По­ лучение из торфа генераторного газа, выделение более ценных смол и накопление дорожных битумов, — таковы те три линии, по которым должно итти дальнейшее использование торфяных массивов.3 Опыт постройки сланцевого; завода под Ленинградом (на основе испытаний на Лапландском заводе) позволяет сейчас перенести полученные им методы на соответственные процессы и в область торфа. На отдель­ ных крупнейших торфяных массивах Кольского полуострова, связан­ ных по преимуществу с юго-восточной его частью, организация гази­ фикации торфа и передача газа по газопроводам к центральным про­ мышленным районам полуострова представляют задачу трудную, тре­ бующую крупных капиталовложений и большого количества черного металла. II. ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ Вопросы организации черной металлургии на Кольском полуост­ рове много раз ставились на очередь в связи с проблемами необходи­ мости получения металла^ для ленинградской промышленности. По ини­ циативе С. М. Кирова BI ряде специальных заседаний обсуждались эти важнейшие проблемы севера, но каждый раз они наталкивались на за­ труднения, связанные с отсутствием тепловой базы. Источники железных руд на Кольском полуострове в настоящее время являются достаточно выявленными для того, чтобы считать их совершенно обеспечивающими весьма: крупную металлургию всего севера. На первое место приходится ставить руды* Ионских месторож­ дений. Они, правда, изучены очень плохо, но запасы их выражаются, несомненно, сотнями миллионов тонн. Даже если новые разведочные 1 О методах борьбы с окисляемостью и горением пирротина см. Г. И. В е р т у ш - к о в. Советская геология. 1940. № 8, стр. 48. 2 Необходима тщательная проверка на Ag, Au, Pt, Pd, Co, Mo. 3 На 1941 г. Кольской базой ставится изучение опыта Лапландского торфяного предприятия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz