Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

Общий анализ минералъно?о сырья 225 в орбиту его хозяйственных интересов войдут и возможные месторож­ дения никеля и меди и крупные запасы торфа. Этот узел находится в довольно хороших транспортных условиях, как связанный от Пулозера автодорогой, ответвление которой доведе­ но до склонов Ловозерской тундры и ниобиевого рудника Аллуайва. Стоит вопрос о проведении или северного или южного варианта же­ лезной дороги (от Кировской магистрали). В южной своей части район обеспечен лесными материалами, а в низовьях Умбозера — крупными торфяными массивами. Имеющиеся специальные экономические записки в достаточной мере освещают будущее этого района. V. И о н с к и й у з е л (К о в д о р с к и й). Этот узел, обрывавшийся ранее государственной границей, в настоящее время значительно рас­ ширяется в верховьях Ионы и pp. Канды и Тунцы, очень мало изученных финскими исследователями. В основе этого узла лежат ми­ ровые месторождения железных руд (о возможностью попутного извле­ чения апатита) и хорошие месторождения известняков. Сюда же от­ носятся многочисленные керамические пегматиты с полевым шпатом и промышленной слюдой, жилы с чистым кварцем. Отдельные данные о цветных металлах (цинке и олове) пока требуют дальнейших исследо­ ваний. Весь район заслуживает внимания по своим лесным массивам, небольшим, но реальным запасам гидроэнергии, крупным кормовым и сельскохозяйственным угодьям, отличается мягким и ровным климатом благодаря защите этого района хребтами Мончи и Чуна-тундры. Наи­ более трудным вопросом в прошлом развитии этого района являлось полное отсутствие железнодорожных и гужевых путей, и поэтому са­ мым важным является сейчас окончание автодороги из Кандалакши и железнодорожной линии из Пинозера. VI. К а н д а л а к ш с к и й у з е л . 1 Особенного внимания заслужи­ вает Кандалакшский узел. Он тесно связан, прежде всего, с Африкан- дой — с ее мировыми запасами руд титана, железа с примесями ред­ ких металлов. Сюда же относятся крупные месторождения оливини­ тов как сырья для огнеупоров, дорожных материалов и агрономиче­ ского сырья. Многочисленные пегматитовые и кварцевые жилы раз­ бросаны по всему району; намечается возможность получения абразив­ ного граната. Огромные энергетические запасы этого района, непо­ средственно прорезанного трассой железной дороги, его обслуживание на севере водными путями Имандры, а на юге — морскими путями че­ рез Кандалакшский зашив придают ему исключительное значение и на­ мечают превращение самой Кандалакши в один из крупнейших цент­ ров будущей химической и обрабатывающей промышленности Коль­ ского полуострова и в крупный железнодорожный и транспортный узел. Обилие лесов, удобный сплав их через Колвицкое озеро или озе­ ро Имандру обеспечивает этот район лесными материалами, что и вы­ звало постройку в нем двух лесопильных заводов —■у Кандалакши и Зашеек. Защищенный от северных ветров, особенно высотами Желез­ ной вараки, этот район в южной своей части очень хорошо приспособ­ лен для организации сельского хозяйства и огородничества. Близость Ионского района и непосредственная связь с месторожде­ ниями Африканцы, Хибин и Ловозера выдвигают этот район как центр для организации специальных заводов высококачественных ле­ гированных сплавов (ферро-ванадкя, ферро-титана, ферро-цирко­ ния и и д.). VII. К е й в с к и й у з е л . Район исключительного значения, еще да­ 1 См. особое приложение об этом узле на стр. 294. 15 Полезн. ископаемые Кольск. п-ова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz