Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

■224 Глава, седьмая разом, северная часть Имандры будет настоящей водной магистралью, которая позволит устанавливать удобное сообщение с различными районами этого горного узла. Большой ценностью его является обилие леса, а также возможность насаждения в нем сельскохозяйственных культур; здесь необходимо обратить особенное внимание на верховья р. Вити и Вити-губу, которая защищена от северных ветров и удобна для организации крупных сельскохозяйственных совхозов. Район еще недостаточно изучен в своей западной части и, несомнен­ но, протягивается до Сальных тундр, тем более, что, повидимому, по­ следние являются некоторым резервом медно-никелевых руд. III. Х и б и н с к и й у з е л . Промышленное значение Хибинского уз­ ла в достаточной мере известно; в основе его лежат два полезных ископаемых — апатит и нефелин, которые используются в ряде отрас­ лей промышленности: апатит — для удобрений и как источник редких земель, стронция и фтора, нефелин — как ценное сырье для разнооб­ разных химических производств и и частности для получения глино­ зема (металлический алюминий). К этим полезным ископаемым при­ соединяется ряд других, которые определяют особую ценность этого горного узла; сюда относятся скопления редких земель (и отчасти тория) в ловчоррите и апатите, титановые и ванадиевые руды как отходы обогатительных фабрик. Большую ценность представляют и строительные материалы этого района: известняки, доломиты, строи­ тельные нефелиновые сиениты и высококачественные нефелиновые пески. Пути сообщения обеспечиваются Кировской линией железной до­ роги. Внутренняя сеть автопутей еще недостаточна, но в настоящее время запроектированы новые дороги, как на север, так и на запад и восток. Намеченная автомагистраль Титан — Капустные озера — Умба соединит этот узел с Белым морем (сел. Лесное), а постройка желез­ нодорожной линии от станции Титан на восток сделает район ст. Апа­ титы и Кировска крупным железнодорожным узлом Кольского полу­ острова. Энергия этого района определяется, прежде всего, высоковольтной передачей энергии Нивских станций; неплохие, хотя и небольшие за­ пасы торфа около самого Кировска, а главным образом ряд инте­ ресных торфяных массивов в районе верховий реки Умбы должны в будущем частично обеспечить тепловой энергией Кировск. Южные склоны Хибин, защищенные от северных ветров, создают прекрасные перспективы для развития земледелия и обеспечивают развитие круп­ ных совхозов как около станции Апатиты, так и в районе р. Умбы и Капустных озер. Нет никакого сомнения, что мы имеем здесь дело с крупным промышленным узлом мирового значения. В районе, например, Пирротинового ущелья (равно как и на Малом Кунявре) имеются все условия для организации всесоюзных здравниц. IV. Л о в о з е р с к и й у з е л . Будущее Ловозерского узла мы мо­ жем представить себе в настоящее время, исходя из многочисленных исследований, произведенных в связи с проблемой создания ниобиевой промышленности. Основной задачей развития явится использование ло­ парита с его составными частями, а также, может быть, попутное из­ влечение циркониевых руд в виде эвдиалита. Силлиманитовые месторождения в районе Ловозера, богатые скоп­ ления диатомита около Ловозерского селения, многочисленные и раз­ нообразные строительные материалы — все это представляет особую ценность при организации этого промышленного узла. Весьма вероят­ но, что при установлении связи с лежащим на юге «цветным поясом»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz