Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

"218 Глава седьмая ■многочисленных видов сырья, встречающихся на самом Кольском полу­ острове, представляет одну из важнейших задач, на которую необходи­ мо обратить особое внимание. Можно выдвинуть нижеследующие груп­ пы местного минерального сырья: 1. На первом месте стоят с т р о и т е л ь н ы е и в я ж у щ и е м а т е ­ р и а л ы . Если по отношению к глинам (см. стр. 16) вопрос с построй­ кой Кильдинского кирпичного завода получил правильное и плановое разрешение,1 то нельзя сказать этого же относительно карбонатов, для которых месторождения у ст. Титан и Апатиты по качеству не обеспе­ чивают потребностей местного характера. Постановка известковой про­ мышленности на Кольском полуострове, с включением в нее, прежде всего, месторождения Ионы, составляет одну из первоочередных задач. Следующей задачей является попытка и с п о л ь з о в а н и я д о л о ­ м и т а для получения специальных видов вяжущих веществ и цементов. В этом отношении практика Украины выработала ряд особых приемов, и нет никакого сомнения, что белый кристаллический («мраморовидный») доломит из месторождений Титана, при применении к нему новых мето­ дов переработки (по В. Будникову), позволит использовать это сырье для местной промышленности. Все же угроза недостатка цемента про­ должает висеть над строительством будущего, и огромная потребность в цементе потребует самого радикального разрешения этого вопроса. Путь к его решению можно видеть или в скорейшей постройке глино­ земного завода, с применением щелочного метода переработки нефелина на глинозем, в скорейшей постановке опытного завода «шлакового це­ мента», или в организации цементных заводов по типу Южной Норвегии (Бревиг), где цемент, богатый кремнеземом, получается путем обжига гранитных пегматитов с извлечением при этом в отходящих газах лету­ чих компонентов в виде щелочей. Этот путь был принят Норвегией для районов, лишенных других источников цементного сырья. Однако его дефектом является довольно высокий расход топлива, что для кольской промышленности мало приемлемо. Надо скорее ставить вопрос об изготовлении силикатного кирпича и «шлакового цемента». 2. Как было указано выше, значительную роль в местной промыш­ ленности должны сыграть ш л а к и и о т х о д ы р а з л и ч н ы х о т ­ р а с л е й , в особенности1 металлургических и фосфорных заводов (см. стр. 215—216). В качестве искусственных материалов надо, прежде всего, отметить шлаки фосфорного завода, которые частично используются в дорожном деле гор. Кировска, а также для получения шлако-цемента и шлако- кирпича. Свойства этого материала и способность его связываться теми или иными материалами совершенно исключительны; при развитии элек- fpoiB03roHKH фосфора количество это'го материала может оказаться весь­ ма значительным. На видное место среди искусственных материалов мы ставим шлаки Мончетундровского завода. Исключительно важно рацио­ нально использовать их не только для дорожного дела, но и для разно­ образных отраслей народного хозяйства края и прежде всего цемента. Речь может итти также о получении формовочного материала — кубиков для мостовых, разных сортов стеклянной ваты, специальных видов шлако-фосфатов, а также разного вида гранулированных дорожных ма­ териалов, которые по своему составу (обилию пироксена) несомненно могут иметь значение в качестве дорожного балласта. 1 Хотя этим не должна исключаться постройка местных кирпичных заводов или заводиков (Кандалакша, Иона, Ловозеро и др.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz