Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
206 Глава седьмая Такого рода подходы требуют крупных капиталовложений порядка десятков или даже сотен миллионов рублей, но зато они обеспечивают относительно низкую себестоимость продукции и возможность сниже ния накладных расходов. Из этих же особенностей условий Кольского полуострова вытекает и другая черта. Несмотря на возможность организации дешевых и срав нительно недальних ( в н у т р е н н и х перевозок на полуострове, одной из его основных черт является значительная отдаленность его в целом от главных промышленных центров страны, особенно — от сельскохозяй ственных районов. Даже до Ленинграда Кировская железная дорога имеет протяжение в 1.5 тыс. км. Использование водных путей через Архангельск или по Сталинскому каналу хотя и облегчает условия дальних перевозок, но выдвигает ряд затруднений вследствие их се зонности, связанной с длительным замерзанием Белого моря. Поэтому бо|рьба за низкую себестоимость сырья должна сочетаться с широко поставленной проблемой перевода э т о г о с ы pi ь я в п р о д у к т ы б о л ь ш е й ц е н но-ст. и, полуфабрикаты или даже конечные фабри каты. Эта идея является решающей для всей промышленности Коль ского полуострова, ибо случай с кратковременной затяжкой перевозок по Кировской железной дороге — в связи с военными действиями про тив белофиннов — привел к трудному положению с концентратом апа тита, который не было возможности вывезти. 1 Химизация промышлен ности Кольского полуострова, получение комбинированных с1верхфосфа- тов, электролиз и рафинирование меди и никеля — таков первый этап в разрешении этой проблемы. То же самое должно быть осуществлено по отношению в первую очередь к рудам титана и частично к нефелину, а также к редким металлам (см. подробно об этом на с1тр. 213, 248). 11. Одной из предпосылок, которые необходимо иметь в виду при дальнейшем построении промышленности на Кольском полуострове, является изменение во в з г л я д а х на т р у д н о с т и к л и м а т и ч е с к о г о р е ж и м а п о л у о с т р о в а . В полном согласии с высказыва ниями знаменитого американского полярного исследователя Стефансона о полярных странах, мы должны прямо сказать, что старые представ ления об «ужасах Русской Лапландии— Кольского полуострова» яв ляются результатом малого знакомства и недостаточной приспособлен ности пришлого населения к Кольскому северу. Все представления цар ских чиновников, много раз высказывавшихся против укрепления Коль ского полуострова, картины ужасов, гибели местного населения, рисо вавшиеся путешественниками XVIII и XIX веков, например, писателем В. И. Немировичем-Данченко, исключительные опасения промышленного освоения севера, даже у Гёбеля, — все это сейчас в значительной мере уступило разумному и трезвому отношению к природе Кольского края. Сравнительно мягкий климат, обилие снежного покрова, при двух меся цах снежных буранов, частью в горных районах снежных лавин — таковы основные черты климатического режима, не представляющие особых трудностей в борьбе с ними, но заставляющие проспособить всю промышленность и народное хозяйство к специфическим условиям се вера. Стефансон правильно говорил, что вся жизнь человечества посте пенно перемещает свои центры к северу, что было время в истории культуры, когда северная Галлия, т. е. северная Франция, считалась по своей суровости недоступной для жизни. Даже в первые годы наших академических экспедиций (1920—1924) мы столкнулись с этими пред 1 Ведущееся сейчас (1940) на реем Севере энергичное строительство железных дорог и подъездных путей знаменует решительный исторический поворот в судьбах европейского Севера.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz