Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.
14 Глава первая Особая ценность гидроресурсов заключается в возможности много летнего зарегулирования и вызываемой этим дешевизне и постоянстве энергии. Очень велики запасы энергии ветра, крайне плохо изученные и не использованные; запасы древесины как топлива сравнительно не велики и не могут в будущем играть особенной роли в тепловом балансе. За исключением запасов торфа, у нас нет достаточно веских предпосы ло к— геологических и геохимических — для поисков таких видов1 ми нерального топлива, как нефти, газов! (?) или каменного угля. Лишь ча стично встречаются углистые (битуминозные) и графитоносные породы (см. ниже). В виду трудностей теплового баланса, очень важными являются экономические связи со Шпицбергеном, углями Северного Тимана, Вор куты и Тунгуски. Совершенно исключительный интерес представляет открытие девонских углей в Чешской губе, на западных склонах Ти мана!, которое позволит, в случае благоприятных результатов разведок, значительно улучшить условия теплового баланса всей кольской промы шленности. Транспортные условия определяются широко развитой береговой линией с природными фиордами, особенно ценными на незамерзающем побережье Мурмана, электрофицированной железной дорогой Канда лакша — Мурманск с ветками и новой дорогой на Куола-Ярви и очень слабым развитием авто- и гужевых путей. Обилие каменных материалов, особенно ценных для дорожного дела (основные породы, нефелин, про дукты обработки фосфорного завода, металлургического: завода в Монче и др.), облегчает строительство путей сообщения, на которые надлежит обратить большое внимание. II. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ГОРНОГО ДЕЛА История настоящей горной промышленности начинается только в 1929 г., 1 однако попытки наладить здесь отдельные производства отмечаются в литературе неоднократно. Первым вообще «производст вом» на Кольском полуострове была добыча соли из морской воды, о чем нам сообщают'летописи XVI в .;2 в Кандалакше и в Коле3 это производство — «варницы» — носило более или менее организованный ха рактера и было связано с монастырским хозяйством (Соловков и Печен- ги ).4 Из хроник] XVII—XVIII вв. мы не узнаем больше никаких других попыток добычи полезных ископаемых, кроме кустарного использова ния слоистых и сланцеватых пород для «лопарских печей» (луявриты ив района Ловозера1, гнейсы и кристаллические сланцы);5 вероятно, к XVII—XVIII в. относятся и «волчьи ямы» — следы первых поисков слюды (в районе Ионы, Бабинской Имандры, 'тундры Вируайв> и др.).6 1 Началом горной промышленности на Кольском полуострове надо считать 7 окт. 1929 г., когда была вывезена из Хибин первая партия промышленной руды апатита. 2 Повидимому, местное солеварение существовало еще до прихода новгородцев. 3 Ср. название «Соловарака» около Колы. 4 Были года, когда Соловки со своими филиалами вываривали до 400 ООО пудов соли. “ 'Впрочем, есть мнение о том, что часто упоминаемый термин в географических названиях «кан-канда» ( = руда, рудник) указывает на местное использование руд (железа?) в еще более ранние периоды. 6 Необходимо также иметь в виду, что еще в эпоху арктического палеолита намечается использование местных пород — сланцев, амфиболитов, кварца и лишь в небольшой мере указывается привозной материал, например, кремень и халцедон. См. Б. Ф. З е м л я к о в . Арктич. палеолит на Севере СССР. Советская Археоло гия, I, стр. 107—143, 1940.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz