Ферсман, А. Е. Полезные ископаемые Кольского полуострова : современное состояние, анализ, прогноз. – Москва ; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1941. - 345 с. : ил., [3] л. к. - (Труды комиссии по проблемам минерального сырья. Серия региональная. Вып.1). - Библиогр. в примеч.

Полезные ископаемые 105 комплекса такие коллекции будут иметь несомненный успех во многих сотнях музеев, научных учреждениях и кабинетах высшей школы на­ шей страны и частично смогут приобрести и значение для экспорта. 44. Д о р о ж н ы е м а т е р и а л ы . 1 Огромное значение дорожного дела для всего Кольского полуострова заставляет обратить самое серь­ езное внимание на проблему каменнодорожных материалов, которая по мере развития автомобильных дорог приобретает особую остроту, осо­ бенно в условиях Севера. Обилие каменных материалов, казалось бы, легко разрешает эту задачу в каждом отдельном участке горного райо­ на Кольского полуострова, давая большое количество камня как из коренных месторождений, так и из валунов. Однако правильно постав­ ленное дорожное хозяйство заставляет гораздо более вдумчиво отне­ стись к созданию и химизации дороги, и далеко не все каменные мате­ риалы оказываются в достаточной степени выгодными для создания мягкого и устойчивого дорожного полотна. Конечно, наиболее распро­ страненным материалом в разных территориях Кольского полуострова являются граниты, гнейсы и кристаллические сланцы. - Но, как показы­ вает опыт Норвегии и Швеции, эти материалы хотя и могут широко использоваться, но далеко не представляют собой совершенного мате­ риала, так как легко искрашиваются, а полевые шпаты истираются в глинистый продукт. Повидимому, нефелиновые сиениты, их галька или песок, также не являются сами по себе высокоценными материалами. Однако имеется ряд интересных указаний, что при условии подкисления дорожного полотна нефелиновые пески могут выделять кремнезем, об­ разующий вяжущие вещества, склеивающие другие частицы. В этом от­ ношении нефелиновый материал должен быть подвергнут более деталь­ ному изучению, так как есть полное основание считать, что кремневые стекла, получаемые из нефелина, смогут приобрести характер связую­ щих веществ, особенно с магнезиальной крупкой. Однако возможно, что особо интересным материалом для крупного автомобильного и дорож­ ного строительства явятся оливиниты и оливинитовые нориты, извест­ ные в разных частях Кольского полуострова и особенно в районе Мон- че-тундры и Хабозера. Дело в том, что, по опыту Англии, Дании и Норвегии, гипериты, т. е. оливиновые нориты, представляют собой вы­ годный материал для прекрасных автодорог и вывозятся из Норвегии в больших количествах пароходами, причем для добавок используются также отбросы от добычи оливина для огнеупоров. Хотя детали этого процесса и характер обработки оливиновых пород держатся в секрете дорожными фирмами Англии и Дании, несомненно, что мы имеем здесь д§ло с своеобразным материалом, в котором оливин подвергается частично разложению кислотными поверхностными водами с образова­ нием магнезиального растворимого стекла, благодаря чему получается особая система связи между отдельными зернами. Открытие чистых оливиновых пород в Лесной бараке около Хабозера ( 6 —7 км от желез­ ной дороги) наметило совершенно новые пути для дорожной промыш­ ленности, давая возможность использовать все отходы при добыче вы­ сокосортного оливинита для огнеупорной промышленности. Впрочем, успехи дорожного строительства зависят не только от при­ роды и состава самого «макадама» (каменного материала), но и от со­ става вяжущих веществ и химических соотношений между этими дву­ мя составными частями дорожного полотна. В этом отношении мы не имеем достаточно оправданных опытных исследовании, но уже здесь 1 См. приложение о применении оливина и нефелина в дорожном деле, стр. 271. 2 А. М. В и к т о р о в . Разведка и исследование гранитов для дорожного строи­ тельства. «Разведка недр», № 8 , стр. 17-—23 (1939).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz