Ферсман, А. Е. Новый промышленный центр СССР за Полярным Кругом : (Хибинский апатит) / А. Е. Ферсман, АН СССР. - Ленинград : Изд-во АН СССР, 1931. - 54,[2] с., [3] л. карт. : ил. - Библиогр.: с. 56.
— 48 — культурными и хозяйственными организациями снабжения. Ты сячи мельчайших вопросов строительства должны быть разре шены раньше, чем оно будет начато, и нужно будет строить новую жизнь в борьбе с полярными условиями и особо приме няясь к своеобразию климата. ПУТИ СО О БЩ ЕН И Я Основным живым нервом будущего явятся конечно пути сообщения: при сравнительно малых расстояниях этого единого центра сравнительно меньше внимания можно будет уделять железнодорожным путям. Ветки от Мурманской железной дороги к Монча-тундре на запад, к Ловозеру на восток, продление апа титовой ветки в Апатитовый цирк и к истоку р. Умбы и Умб- озеру, проведение новой линии Хибинский Апатит — Беломорск и соединение Кандалакши новою магистралью вдоль моря от Кандалакши к Беломорску, устью Колвицы, Порьей губе иУмбе — таковы те отдельные линии, которые в общей сумме едва до стигнут 400 км. Эти расстояния только показывают, что именно другие способы сообщения должны получить здесь гораздо большее применение: прекрасные озера, особенно Имандра после ее соединения с Пинозером, сделают возможным поддер живать пароходное сообщение почти от самой Кандалакши (в 20 км) на 120 км на север. Особенно должны развиться па роходные сообщения на Умбозере, подходы к которому железно дорожных линий будут долгое время весьма затруднены, на Ковдозере и конечно в Кандалакшском фиорде Белого моря. Однако, главное будущее будет принадлежать автомобилю- грузовику. Настоящая густая сеть автомобильных дорог должна не только начинать собою всякое строительство, но должна его всегда сопровождать. Придется бороться с нашею некультур ностью, не понимающею значение дороги, придется автомо бильные пути сделать основным рычагом овладения краем. Даже только 1000 км хороших дорог, с единовременною затратою около 10—20 миллионов рублей, уже разрешат эту задачу, но она получит свое назначение только при двух условиях: забот ливом и внимательном отношении к самой дороге и умении ею пользоваться. В условиях полугода снегов транспорт должен быть приспособлен к легкому переходу от нормальной дороги к снеговой или ледяной. Большие американского типа тракторы будут перетаскивать сани с несколькими вагонами грузов. Все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz