Ферсман, А. Е. Новый промышленный центр СССР за Полярным Кругом : (Хибинский апатит) / А. Е. Ферсман, АН СССР. - Ленинград : Изд-во АН СССР, 1931. - 54,[2] с., [3] л. карт. : ил. - Библиогр.: с. 56.

— 42 — циркониевой руды; по Умбозеру сплавляются эти продукты к станциям железной дороги и к шоссейным дорогам, подходя­ щим к Умбозеру в том месте, где из него вытекает мощный поток р. Умбы, и направляются далее на юг вдоль течения Умбы к Белому морю, где на нижних порогах расположены специаль­ ные заводы циркониевых эмалей и препаратов, тесно связанные с керамическим производством на полевых шпатах северной Карелии и Канозера (среднее течение р. Умбы). Монча- Тундра, связанная узкоколейным путем с Мурманскою железною дорогою и пароходными сообщениями по Имандре, постепенно вырастает во второй горнопромышленный центр, зьачение и масштабы которого сейчас еще трудно предвидеть. С одной стороны на берегу Монча-губы обогатительные уста­ новки, которые выделяют сульфиды, и обогащенные продукты направляются на шаландах к заводам, расположенным южнее по р. Ниве; с другой стороны, в северных частях Монча-Тундры и Волчьих тундр разработки магнетитовых руд с их обогащением на месте.1 Но главные рудничные центры связаны с Хибинами, где основные рудники по добыче апатита сосредоточиваются в двух долинах. Там, где сейчас работают рудники Кукисвумчорра и Северного Юкспора, намечается первый рудничный центра который спускает свои бремсберги и скаты непосредственно к ст. Нефелин. Добыча открытыми работами летом и подзем­ ными камерами зимою должна дойти до нескольких миллионов тонн сырья, которые вывозятся в день не менее чем на 300 ва­ гонах, т. е. десятью поездами апатитовой ветки. Сюда же под­ ходят и автомобильные дороги от других разработок: полево­ шпатовых жил, молибденовых руд, титанитовых руд с верхних горизонтов месторождения и т. д. Второй рудничный центр, еще большего размаха, намечается по долине Юкспориока, в еще более грандиозном ущелии с нависшим Апатитовым Отрогом и Апатитовым Цирком. Строе­ ние местности позволяет высоко поднять сюда железнодорожное полотно, и если ст. Нефелин (конечный пункт Кукисвумчоррской линии) лежит на высоте 375 м над уровнем океана, то здесь линию можно поднять в апатитовом цирке до 500— 550 м, что позволит легко, непосредственно бремсбергами, направлять 1 Промышленное значение месторождений Монча-Тундры п о к а не доказано.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz