Ферсман, А. Е. Новый промышленный центр СССР за Полярным Кругом : (Хибинский апатит) / А. Е. Ферсман, АН СССР. - Ленинград : Изд-во АН СССР, 1931. - 54,[2] с., [3] л. карт. : ил. - Библиогр.: с. 56.

— 38 — и тракторов. По многочисленным извивающимся дорогам снуют машины, спускающиеся вниз с разработок к погрузочным плат­ формам с апатитом; большие тракторы с трудом медленно тянут огромные повозки с лесом, всюду строятся новые дома, кипит жизнь горного центра так, как описывают американские инженеры свое строительство в диких районах Скалистых гор. И строится этот городок на месте, где еще полгода тому назад в болотистой низине стоял один грубо сколоченный барак разведчиков, там, где 8 лет тому назад мы впервые открыли зеленые куски апа­ тита, ночуя под большою елью около костра. Я как сейчас помню холодный дождливый вечер, когда неожиданно перед нашим костром показалась незнакомая фигура, держащая краси­ вого оленя: это был первый встреченный нами лопарь; с того вечера долина и перевал получили название Лопарской, а речка на картах стала надписываться Лопарка, а „ гремящий ручей “ — Ворткуай (по-лопарски). Но главное — рудники: они бросаются в глаза своими го­ ризонтальными уступами еще издали, разрезая гору Кукисвум- чорра длинными полосами, сверкающими при лучах солнца; потребовался целый ряд сложных приспособлений и долгое время не удававшихся построек для того, чтобы спустить руду по скату в 20—35° с высоты в 150—200 м. Каждый градус угла падения определял какие-либо новые свойства падающего сверху камня: при слишком малом угле (10—2 0 е) он не скользит даже по железным листам, при угле в 35° он начинает прыгать и с огромною силою выскакивает, ударяясь об стенки и разби­ ваясь или разбивая целые бревна. Задача была нелегкая, но сейчас она уже решена, и к ст. Нефелин спускается с гор несколько бремсбергов, в которых руда скатывается вниз при помощи вагонеток, удерживаемых на стальных тросах. Но выше, где угол склонов слишком крут, руда идет на скатах, где остроумно придуманные двери-захлопки должны задерживать время-от-времени ее слишком большую скорость и регулируют ток. Не забудем, что каждый из рудников должен сейчас без особой механизации давать до 1000 т руды в сутки (т. е. 60—70 вагонов), а в будущем — до 1 миллиона т в год, т. е. до 3000—4000 т в 24 часа. Это масштабы грандиоз­ ные даже для американской горной промышленности. А вокруг, на вершинах Кукисвумчорра и Юкспора, расста­ влены вышки буровых разведочных установок; в девяти местах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz