Ферсман, А. Е. Новый промышленный центр СССР за Полярным Кругом : (Хибинский апатит) / А. Е. Ферсман, АН СССР. - Ленинград : Изд-во АН СССР, 1931. - 54,[2] с., [3] л. карт. : ил. - Библиогр.: с. 56.
— 33 — к ряду выводов, которые были сведены председателем собра ния к следующему:1 „Мы можем сейчас с полною уверенностью констатировать наличие в Хибинских Тундрах весьма значительных месторожде ний нефелино-апатитовых пород, как по своим качествам, так и по количеству единственных в мире. Эти породы образуют две полосы, из которых главная приурочена к южным частям Хибин и отстоит от линии Мурманской железной дороги на рас стоянии 25—35 км. Общие запасы этой породы, вероятно, достигнут полумиллиарда тонн,2 не менее четверти этого коли чества3 должно быть отнесено на апатит. . . „Тем не менее организация добычи и отправки сырья в количестве сначала 200, потом 500 тысяч и наконец 1 миллиона тонн представляет очень серьезную задачу, тем более трудную за Полярным Кругом". „Поэтому необходим продуманный комплекс мероприятий, который позволил бы экономически разумно осуществить задачу". „Прежде всего — продуманная и механизированная до мело чей добыча, которая позволила бы, без потерь зимних месяцев и около 45 дней полярной ночи, осуществить рудничные и погру зочные работы. Во-вторых— широкое жилищное и хозяйствен ное строительство для персонала, обслуживающего предприятие, количество которого вместе с семьями может достигнуть цифры 5000 человек. В-третьих — использование энергетических ресур сов области и в первую очередь гидроэнергии, запасы которой, однако, достигают в самих Хибинах только тысячи лошадиных сил. Наконец, четвертым моментом, и притом основным, является налажение связи с Мурманскою магистралью. Кроме прекрасно проведенной автомобильной дороги, поддержка которой является важнейшею задачею, представляется необходимою немедленная постройка железнодорожной ветки, длиною около 2 6 - 27 км, на первое время расчитанной на 500 000 т грузов и своими тупи ками непосредственно подводящей вагоны под бункеры или штабели месторождения. Каждый день промедления в постройке дороги не только задерживает выбрасывание на внешний и внутренний рынки сотен тысяч тонн продукта, но и увеличи вает во много раз эксплоатационные расходы. . . “. 1 Привожу выдержки из текста резюме А. Е. Ферсмана по протоколу. ^ Сейчас мы говорим почти о миллиарде тонн. 3 Сейчас мы говорим о половине (а не о четверти). О Новый пром. центр **
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz