Федотова А. В. Этническая тематика в творчестве художников Кольского Заполярья / А. В. Федотова // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 84 – 89.
мотивы патриархальной старины. На протяжении двенадцати лет десятки северных пейзажей на различных выставках показывал - В.В. Переплетчи- Инновационным явлением в художественной культуре автохтонного населения стало также появление в этнической среде самобытных худож ников, что можно отнести к своеобразному итогу творческих поездок на Кольский полуостров русских живописцев. Наиболее известным из них был И.К. Вылка, который в 1910 году полгода учился рисованию в г. Мо скве у художников В.В. Переплетчикова, А.Е. Архипова и А.М. Васнецова. Некоторую известность получила также талантливая самобытная худож ница-саами С. Сорванова из поселка Иоканьга, на творчество которой об ратил внимание этнограф и художник В.В. Чарнолуский. Как пишет М.Ю. Герман, «1917 год не стал решительным переломом художественного процесса», но последовавшие исторические события из менили причины, по которым художники оказывались в Заполярье и их взгляд на окружающий мир [2, 217]. До 50-х годов XX века доминирую щее место в живописных и графических работахзанимал индустриальный пейзаж, показывающий результат деятельности человека в новых социаль но-экономических условиях. Живописцы и графики «художественно документально» фиксировали модернизационные процессы в регионе, приметы нового уклада жизни, изменения в жизни аборигенных народов Севера в условиях социалистических преобразований. На смену размыш ляющему взгляду и спокойной интонации пришли ритмы и интонации ди намичной промышленной переделки края; созерцательное отношение к природе сменилось стремлением к ее покорению. Более значительное раз витие этническая тематика получила после 50-х годов XX века и важным фактором стереотипизации данного инновационного для изобразительного искусства Кольского Заполярья направления стало открытие мурманского отделения профессионального творческого Союза художников. Главным образом, она стала своеобразным региональным «ответом» на общий для советского искусства в период «оттепели» интерес к исторической темати ке, а вместе с тем и механизмом интеграции и адаптации профессиональ ного изобразительного искусства в культурное пространство региона. Своеобразию жизненного уклада, традициям и верованиям аборигенного населения посвящал свои работы график мурманский Б.В. Сюхин , худож ники Н.М. Морозов , Т.И. Зуева, график В. К. Конев. Интерес к теме финско го эпоса проявился в творчестве А.И. Хуттунена. Концептуально тема са амского фольклора раскрылись в творчестве художника В.З. Борисо вой [1, 3]. Вследствие складывающейся в стране в конце 80-х годов XX века концепции модернизации с учетом национальной культуры и возрастаю щего интереса во всех регионах России «к местной, собственной культур ной традиции, национальному наследию» этнической тема в советском 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz