Федотова А. В. Этническая тематика в творчестве художников Кольского Заполярья / А. В. Федотова // Саамская идентичность: проблемы сохранения языка и культуры на Севере / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – С. 84 – 89.

северным территориям нашей страны как к важному стратегическому пункту, богатому источнику полезных ископаемых и рыбного промысла. Появились новые имена исследователей, краеведческие и научные обще­ ства, которые организовывали разнообразные экспедиции для изучения края. Обязательными участниками практически всех научно- исследовательских экспедиций вплоть до середины XX века были рисо­ вальщики, в качестве которых приглашались, главным образом, отечест­ венные профессиональные художники. В их задачи входило документиро­ вание, создание достоверных географических и этнографических зарисо­ вок. В составе русской научно-исследовательской экспедиции в 1837 году ряд литографий этнографического характера на Новой Земле и Лапландии создал экспедиционный художник Редер [5, 13]. Его произведения топо­ графически точно воспроизводят картины природы арктического архипе­ лага и этнографически достоверно - традиционный костюм новоземель- ских ненцев. С 1894 годамногочисленные живописные работы этнографи­ ческого характера создал художник и исследователь Арктики А.А.Борисов. Этнографические зарисовки выполняли также приглашенные художники — А.Н. Шипъдер и Е.И. Шарко, побывавшие в Заполярье в 1885 году; ху­ дожник — С.Г. Писахов, знаток традиционной культуры аборигенов Севе­ ра, создавший в 1927 - 1928 годах рисунки в погосте Иоканьга; этнограф, писатель, исследователь культуры саамов Кольского полуострова — В.В. Чарнолуский, разделявший твердые убеждения классика русской эт­ нографии В.Г. Богораза, что «каждый этнограф должен быть немного ху­ дожником, иначе он не поймет чужую культуру» [9, 96]. Экспедиционным художникам принадлежит инновационггая роль в художественном освоении края. Их творческая деятельность привлекла пристальное внимание общественности, широких кругов любителей рус­ ской реалистической живописи ипородила целую плеяду художников, об­ ратившихся к теме Русского Севера. В самостоятельные творческие ко­ мандировки на Кольское Заполярье поехали многие выдающиеся живо­ писцы и графики, продолжавшие, в основном, реалистические традиции. Русская культура в начале XX века была проникнута идеями нацио­ нального возрождения. Художники, ранее увлекавшиеся античной и евро­ пейской культурой, стали проявлять глубокий интерес к изучению собст­ венной истории. На Кольском Севере они открыли новый, с особым укла­ дом «затерянный мир» — Русскую Лапландию, которая привлекала нетро­ нутостью первозданно-дикой природы, патриархальностью быта и архаич­ ностью культуры аборигенного населения. В 1894 году на побережьях Бе­ лого и Баренцева морей, Новой Земле, мысе Норд-Кап работали живопис­ цы К.А. Коровин и В.А. Серов. Из северного пленера они привезли большое количество этюдов и колоритных пейзажей. Неоднократно в творческих командировках на Беломорье и Мурмане бывал представитель московской живописной школы - JI.B. Туржанский, писавший заполярные пейзажи и 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz