Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Необходимо отметить, что на рубеже 50 - 60-х годов XX века в стране налаживались творческие связи с зарубежными коллегами, у советских художников увеличивался круг знакомства с современным западным искусством, что способствовало обогащению отечественного изобразительного искусства284. Знакомство с «чужим» искусством через иностранные выставки и журналы оказало влияние и на деятельность художников Мурманского Объединения СХ РСФСР. Особенно сильно творческое взаимодействие со странами Запада выразилось в бурном развитии в регионе с начала 70-х годов XX века акварельной живописи. Организация в стране больших акварельных выставок, поездки на Кольский Север республиканских и всесоюзных «акварельных групп» давали возможность познакомиться с современными приемами письма. Как отмечает Н.Н. Ковалев, манера и техническое мастерство мурманских художников- акварелистов связаны, в первую очередь, с прибалтийской школой, которая долгое время была в регионе особенно авторитетной285. Практически все региональные живописцы и графики обратились к акварельной технике, а для таких художников, как В.П. Ершов, В.Б. Чернов, А.В. Васильев она стала основной286. Помимо акварели в творчестве мурманских художников-графиков активно развивался эстамп с его широким набором техник: линогравюра, литография, ксилография, цинкография, офорт и другие. Однако, в 80-е годы XX века многие художники обратились к живописи, что было вызвано желанием реализовать свои возможности в данном виде изобразительного искусства, а также с невозможностью работать «из-за отсутствия материалов, печатных станков и условий для работы» в своем профессиональном цехе237. Весь рассматриваемый период в изобразительном искусстве Кольского Заполярья традиционно преобладала реалистическая манера письма, в которой особенно преуспели художники, представители академического стиля - В.В. Скокленев, А.Г. Шаковец. Отсутствие в отечественном изобразительном искусстве в 70 - 80-е годы XX века жестких канонов в применении выразительных средств и приемов, относительная художественная свобода и тяга к эксперименту спонтанно стимулировали поиск новых пластических решений, появление новых тенденций и направлений. Эти тенденции нашли свое продолжение и в творчестве ряда молодых мурманских художников. Своеобразием использования образно­ 284 „ 285'-м.: Конев В.П. Автореферат. - С. 34 286См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45 См.: Изобразительное искусство // Кольская энциклопедия. - [электронный ресурс]. - 287 ЖИМдостУПа: http://kolaenc.gov-munnan.in/culture/fmearts/ Художники Мурмана. Там же. - С. 25 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz