Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

темы и настроения, выявляющие особенности их сокровенного общения с явлениями северной природы, ее глубокое постижение280. В творчестве ряда мурманских художников - А.Г. Шаковца, В.Б. Чернова, В.В. Скокленева, северный лирический пейзаж стал основным. Человек в нерасторжимом единстве и взаимосвязи с природой Крайнего Севера - тема, так же ставшая одной из наиболее распространенных в региональном искусстве. «Программным отказом от воплощения северной темы» выделялось творчество молодого графика Н.Р. Духно, нарочито обращавшегося к образам южного моря, степей и другим сюжетам, что стало новационным явлением в мурманском изобразительном искусстве социалистического типа, появившемся в результате увеличения творческой свободы и расширения тематических границ в искусстве Кольского Заполярья281. В 70-е годы XX века инновационным для мурманского изобразительного искусства явилось также обращение ряда художников к глобальным проблемам человечества: экологическим и социальным проблемам, итогу промышленной деятельности человека - А.И. Хуттунен, А.Г. Феофилактов, а также создание региональными художниками, в связи с появившейся возможностью творческих командировок за пределы страны, целых циклов работ, посвященных впечатлениям от зарубежных поездок282. В 70-е годы XX века в отечественном изобразительном искусстве прослеживается интерес к поэзии и тишине деревень, маленьких городков, к малым народам страны и религиозной теме, что, как пишет A.К. Флорковская, было связано с поиском национальной идентификации, духовных корней283. В искусстве Кольского Заполярья эти тенденции проявились в интересе художников к традиционной для региональной художественной культуры этнической теме. Инновационным явлением в изобразительном искусстве Кольского Заполярья стало появление тематической картины, что связано, главным образом, с индивидуальным творческим поиском вошедших в художественную жизнь региона в начале 70-х годов XX века живописцев B.Н. Бубенцова и А.А. Сергиенко. 280Водопьянова С. Там же. - С. 3 281См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 14, 16 282 См.: Измайлова Н. Стараюсь на себя не наступать... // Мурм. вестн. - 1996. - 23 марта. -С . 7 283 См.: Флорковская А.К. Религиозные искания в неофициальной московской живописи 1970-х годов // Русское искусство: XX век: исследования и публикации / [Отв.реД- Г.Ф. Коваленко]; науч. -исслед.ин -т теории и истории изобразит, искусств РАХ. - М.: Наука, 2007. - 813 с. - С.399 - 416 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz