Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

На смену большому стилю пришли многочисленные тенденции, манеры выражения, широкий спектр эмоциональных интонаций, разнообразные подходы к изображению действительности. Как отмечает В.Г1. Конев, утверждалось право художника на личную творческую позицию, возможность выбора одного из множества путей276. Создавались произведения лирические и трезво-документальные, ироничные и пафосные, экспрессивные и созерцательные. Новые тенденции проявились и в мурманском изобразительном искусстве, которое стало разнообразнее по темам, жанрам, сюжетам, образному языку, что связано с политикой правительства страны в области искусства, а также с вхождением в художественною среду Кольского Заполярья нового поколения художников, творческая зрелость которых приходится на 70-е - 90-е годы XX века277. Доминирующее место в творческой работе мурманских художников нового поколения традиционно для регионального изобразительного искусства занимал пейзажный жанр. Основными темами в искусстве Кольского Заполярья в 70 - 80-е годы XX века оставались стимулируемые и поощряемые властью посредством единой планово-распределительной системы производства типовых арт-объектов темы: Арктика, маринистика, индустриальный пейзаж и трудовые будни края. Однако, в изменившихся социокультурных условиях поиски нового художественного языка, средств выражения, образного строя повлекли за собой трансформацию сложившихся региональных традиций. В городском пейзаже и, в частности, в «мурманиаде», доминирующими стали сцены городской повседневности, рожденные зачастую из бытовых зарисовок или мимолетных наблюдений - Ю.А. Панков «Колесо обозрения» (1974-1975 гг., МОХМ)278. В портретном жанре в конце 70 - 80-х годов XX века стала преобладать камерность - А.Г. Феофилактов «Хозяин тундры» (1985, МОХМ)279. Традиционный для изобразительного искусства Кольского Заполярья, но подвергавшийся в 30 - 40-е годы XX века строгой критике со стороны источников «соцзаказа», северный лирический пейзаж в рассматриваемый период получил в творчестве региональных художников большее распространение и, как отмечает С. Водопьянова, в сравнении с произведениями, созданными в период «оттепели», для их работ харакгерны См.: Конев B.I1. Автореферат. - С. 28 См.: Изобразительное искусство // Кольская энциклопедия. - [электронный ресурс]. - Режимдоступа: http://kolaenc.gov-munnan.ru/culture/finearts/ 2 Русиновская М. Каталог выставки «Город и горожане». - Мурманск, 2006. - 12 с. - С. 2 79 См.: Художники Мурмана. Там же. - С. 69; Водопьянова С. Там же. - С. 3; Сопина И. Александр Феофилактов. Портрет. Живопись // Каталог персональной выставки А.Г. Феофилактова. - Мурманск, 2005. - с. 24. - С. 3 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz