Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

определившими содержание художественно-изобразительного творчества. Региональные художники, как и художники, приезжавшие в Кольское Заполярье в предшествовавшие периоды, избегали в творчестве формального ответа на официальные требования руководства страны о создании произведений на производственную и партийно-идеологическую темы. В период «оттепели» региональные художники обратились также к традиционной для изобразительного искусства Кольского Заполярья, но практически не развивавшейся в регионе в 30 - 50-е годы XX века этнической теме, которая стала своеобразным региональным «ответом» на возрастающий интерес в отечественном изобразительном искусстве к исторической тематике, а вместе с тем механизмом интеграции и адаптации профессионального изобразительного искусства в культурное поле региона. Данный процесс в рассматриваемый период поощрялся со стороны государственной власти. Одним из первых к историческим событиям края, изображению памятников истории и культуры кольских поморов и саамов обратился мурманский график М.А. Кирин. Своеобразию жизненного уклада, традициям и верованиям аборигенного населения посвящал свои работы график Б.В. Сюхин «Рассвет в тундре» (1967, МОХМ), художники Н.М. Морозов, Т.И. Зуева, В.К. Конев «Беседа» (1960-е гг., МОХМ). Интерес к теме финского эпоса проявился в творчестве А.И. Хуттунена273. Концептуально тема саамского фольклора раскрылись в творчестве художника В.З. Борисовой274. Вследствие создания централизованной системы управления, ориентированной на единообразие художественной жизни, ведущим в искусстве графики 60-х годов XX века в регионе, как и в стране в целом стал рисунок, в печатной графике - эстамп, преимущественно линогравюра, по технике дающая возможность обобщения формы, тяготение к которой характерно для изобразительного искусства рассматриваемого периода. Процессы, начатые в период так называемой «оттепели», хоть и меньшими темпами, продолжились в эпоху «застоя»: все больше ослабевал идеологический и цензурный пресс; с 1970-х по 1985 год осуществлялся переход от культуры управляемой к культуре диалогической275. К началу 70-х годов XX века отечественное искусство преодолело ограниченность тематики и наряду с традиционными в официальном изобразительном искусстве социалистического типа появились темы: поиски смысла жизни, борьба за мир, религия и другие. Более многоаспектными стали пластические поиски. 273 См.: Водопьянова С. Каталог выставки произведений художников Мурманской области «Заполярье-2008». - Мурманск, 2008. - 16 с. - С. 3; Ковалев Н.Н. Там же - С. 5-45; 274См.: Водопьянова С. Тамже. - С. 3 275Конев В.П. Диссертация. - С. 360 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz