Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

В.П. Ершов «На вахте» (1967, МОХМ), Г.А. Шемякин «Портальные краны» (1969, МОХМ). Лики порта, краны, корабли были основными мотивами в работах В.Г. Баранова, А.И. Хуттунена, В.А. Алексеева. Отвечала тенденциям внешнего, общегосударственного, и внутреннего, регионального развития также тема Арктики, красоте просторов которой, как и её освоению посвящали свои полотна художники А.И. Хуттунен, Т.И. Зуева. Изобразительное искусство «сурового стиля», согласно исследованиям В.П. Конева, активно обращалось к анализу такой темы, как жизнь города и человек в городе, отчужденный от природы271. Большое распространение в 60-е годы XX века городской пейзаж получил и в мурманском изобразительном искусстве социалистического типа. Строящиеся, растущие города Крайнего Севера и, главным образом областной центр - г. Мурманск, его жители, ритмы, рабочие будни изображали практически все мурманские художники - Г.А. Герасимов «Рабочее утро» (1967, МОХМ), В.А. Алексеев «Мурманск обновляется» (1963, МОХМ), Б.В. Сюхин, М.А. Кирин и др.. Как отмечает в своем диссертационном исследовании Л.С. Вагинова, так называемая «мурманиада» стала отличительной особенностью регионального изобразительного творчества272. Востребованным в творчестве живописцев и графиков, постоянно проживающих и работающих в Кольском Заполярье, как и в работах ряда художников, приезжавших в творческие командировки в предшествовавший период, был портретный жанр. Инновационный для регионального искусства в 30-е годы XX века портрет, раскрывающий главным образом тему тяжелого труда в суровых условиях севера, в 60-е годы XX века, в результате своеобразия развития региона и широкого государственного стимулирования развития художественной культуры социалистического типа, стал традиционным явлением в мурманском изобразительном искусстве. Главными героями портретов в рассматриваемый период традиционно становились ученые, участники полярных экспедиций, «новые люди», занимающиеся промышленным освоением Севера - М.А. Кирин «Тралфлотовец» (1963, МОХМ). В конце 60-х годов XX века поиск сурового лаконичного образа сменился более углубленной психологической характеристикой. Однако, как и в предшествовавший период, жанр портрета доминирующих позиций в искусстве Кольского Заполярья не занимал. Необходимо отметить, что отдаленность региона от центральной части страны, а также специфика ментальности жителей Кольского полуострова, сформировавшаяся в начале XX века, стали факторами, во многом Конев В.П. Диссертация. - С. 354 Вагинова Л.С. Диссертация. - С. 281 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz