Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

маринистический и городской военный пейзаж, а также портрет - основной жанр в военной скульптуре. В послевоенные годы, несмотря на создание регионального отделения ССХ и, как следствие, становление такого инновационного в художественной культуре страны субрегионального типа, как мурманское изобразительное искусство социалистического типа, в живописи и графике Кольского Заполярья традиционно преобладал пейзажный жанр, однако, на смену военной тематике, маринистический, городской, индустриальный пейзаж, как и в искусстве центральной части страны, был ориентирован на тему восстановительных работ, тогда как военная тематика в работах художников региона не получила широкого распространения. Композиции, прославляющие подвиг победившего народа и портреты героев войны стали основными только в региональной монументальной скульптуре послевоенных лет. Число работ на политические темы в регионе в данный период было создано не значительно, а тема покорения Севера так и не стала сугубо идеологическим направлением изобразительного искусства Кольского Заполярья. Значительное число художников, членов регионального отделения ССХ, продолжали обращаться к традиционно преобладавшему в искусстве Кольского Заполярья, но не поддерживаемому со стороны источника «соцзаказа» северному пейзажу, ставшему к началу 50-х годов XX века традиционным в изобразительном искусстве региона. Во многом динамика развития изобразительного искусства Кольского Заполярья отставала от инновационных процессов центральной части страны, тем не менее, рассматриваемый период стал этапом значительных преобразований и начальным периодом стереотипизации принятых социокультурной средой инноваций в искусстве Кольского Заполярья. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz