Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
Традиционные культуры народов Кольского Севера в рассматриваемый период ослабили свое влияние на формирование общих культурных традиций, уступив позиции городскому населению. Институциональные и ценностные трансформации, формирование новых традиций и развитие в художественной культуре автохтонных народов новых форм изобразительного творчества были непосредственно связаны с открытием в стране общеобразовательных учреждений, высших и средних учебных заведений для народов крайнего Севера и, главным образом, Института Народов Севера. Данный процесс был аналогичен опыту становящегося искусства многих народов севера России. В целом, развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья в 30-е - начале 50-х годов XX века происходило под влиянием единой для всех регионов и для всей художественной культуры страны государственной политики, целью которой являлось создание новой художественной культуры социалистического типа. Художественная культура региона обрела качества многообразия, сложности и, несмотря на наличие единой государственной идеологии, отличалась противоречивостью ценностных ориентаций социальных групп. Период 30-х - начало 40-х годов XX века стал этапом интенсивного развития в регионе раннего социалистического типа изобразительного искусства, сформировавшегося в Кольском Заполярье во второй половине 20-х годов XX века. Как и в предшествующий период, специфической особенностью изобразительного искусства в регионе стало доминирование пейзажного жанра. В 30-е годы XX века через индустриальный пейзаж, как и в отечественном искусстве в целом, раскрывалась тема промышленной переделки страны, значительные урбанизационно-промышленные и научно-технические преобразования, индустриальное развитие; вследствие развития Мурманска как города-порта, создания регулярного Северного флота включал также морские и портовые мотивы. В соответствии с эстетическими предпочтениями источника «социального заказа», инновационные для регионального изобразительного искусства жанровая картина и портрет также раскрывали стимулируемую государством тематику строителя индустриального мира, где на Кольском Севере, вследствие специфики развития региона, главными героями портретов становились не только ударники пятилеток, но и моряки, ученые, покорители Арктики, участники полярных экспедиций. В период Великой Отечественной войны изобразительное искусство региона в целом развивалось согласно основным тенденциям искусства центральной части страны. Станковая живопись и графика передавали сцены фронтовой повседневности Кольского Заполярья, где доминирующими стали 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz