Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
художественной культуре центральной России и появление таких инноваций, как монументальный скульптурный портрет, монументально-декоративная скульптура, станковая скульптура, расширение жанрового диапазона связано, главным образом, с творческим заимствованием. Аналогичный характер вхождения в культурное пространство региона имело и инновационное театрально-декорационное искусство, это же послужило причиной его ускоренного развития. Активное развитие изобразительного искусства, антропологические изменения и политика правительства страны в области образования стимулировали появление в художественной культуре Кольского Заполярья инновационной для региона системы художественного образования. Формирование в регионе личностно-креативного типа культуры стимулировало относительную автономизацию художественной культуры в системе региональной культуры, что повлекло за собой образование новых институциональных форм, создание которых заняло относительно короткое время по сравнению со многими другими регионами. Инновационным явлением в художественной культуре Кольского Заполярья стало создание Мурманского Отделения Союза советских художников (ССХ МО), впоследствии Оргбюро, который также стал заимствованной более или менее сбалансированной и отрегулированной системой, а соответственно изначально обладал совокупностью норм, правил, координировался централизованной властью, что способствовало достаточно быстрому внедрению организации в культурное пространство региона и активному её развитию. Самоорганизация художественной жизни Кольского Заполярья стимулировала также процесс стереотипизации инновационного для региона экспозиционно-оформительского искусства и к началу 50-х годов XX века традиционным явлением стало открытие музеев, организация групповых и персональных художественных выставок на территории края, участие региональных художников в выставках разного масштаба в других городах страны и зарубежья. Появление ССХ МО повлекло за собой и организацию инновационных для региона осенних отчетных выставок художников области. Эти процессы стали основой регулярной выставочной деятельности художников Кольского Заполярья, однако, почти полное отсутствие в регионе специализированных выставочных залов и художественных салонов значительно тормозили этот процесс. Создание регионального отделения ССХ стало переходным этапом на качественно новую ступень усложнения системы художественного производства и художественного потребления, и отправной точкой в формировании такого субрегионального типа изобразительного искусства, как мурманское изобразительное искусство социалистического типа. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz