Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

людей, огромных социально-политических, урбанизационно-промышленных и научно-технических преобразований, в результате которых к концу 30-х годов XX века Мурманская область261 стала одним из самых развитых регионов страны. Фундаментальные социокультурные трансформации распространились на систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности и оказали значительное влияние на интенсивное развитие на Кольском Севере изобразительного искусства раннего социалистического типа. В 30-е годы XX века основная роль в его развитии принадлежала плеяде художников, командированных в Кольское Заполярье с целью популяризации «стройки на краю света» (по А.М. Горькому), высококвалифицированным специалистам из центральной части страны, пополнившим региональную художественную среду в связи с созданием регулярного Северного флота, а также художникам из числа репрессированных граждан и спецпереселенцев. Новым значительным витком в развитии изобразительного искусства Кольского Заполярья стал период Великой Отечественной войны: творческая работа художников, проходивших в годы войны службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, новых высококвалифицированных специалистов и творческих коллективов подняла планку профессиональной компетенции в регионе. В связи с тем, что весь рассматриваемый период профессиональное искусство в Кольском Заполярье находилось только на стадии своего становления, личностно-креативным источником инноваций в изобразительном искусстве края являлись приезжие художники. Важным фактором интенсивного развития в регионе искусства социалистического типа явилась также государственная экономика планово-распределительного художественного рынка. Это определило характер инноваций в изобразительном искусстве Кольского Заполярья, большая часть из которых были стимулированного типа или элементами творческого заимствования из художественной культуры центральной части страны, внедрение в культурное поле региона и развитие которых стимулировалось со стороны государственной власти, как основного источника «соцзаказа», вследствие чего успешно вписавшимися в универсальные процессы модернизации края. Политика правительства страны, интенсивное формирование городской культуры способствовали активизации развития реалистической станковой живописи, графики, агитационно-массовых форм искусства, скульптуры. Скульптура весь рассматриваемый период развивалась согласно основным направлениям развития данного вида изобразительных искусств в 261 В 1938 году Кольский полуостров преобразован в самостоятельный регион 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz