Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Народов Севера, в том числе с Кольского полуострова в изокружке отличалась от программ обычных художественных школ и училищ. Научный сотрудник Института антропологии, археологии и этнографии АН СССР, занимавшийся изучением народов Кольского полуострова в 30-40-е годы XX века, Н.Н. Волков писал: «По причине отсутствия письменности, изобразительное искусство саамов не развивалось дальше украшения <...> но коль скоро саамская молодежь познакомилась с бумагой и карандашами, присущая жителям тундры наблюдательность не замедлила проявиться в соответствующих рисунках». Помимо занятий живописью и рисованием, «студенты ИНСа с успехом упражняются в скульптуре»250. В г. Мурманске главным координационным центром по сохранению традиционной культуры автохтонного населения Кольского полуострова и развитию самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного творчества в Мурманской области стал образованный в 1945 году Мурманский областной Дом народного творчества. Изобразительное искусство саамов Кольского полуострова в этот период продолжало развиваться в рамках художественного направления - северный примитив, северный стиль. Этот процесс, вследствие большого внимания со стороны власти к созданию многонационального советского искусства, был аналогичен опыту становящегося искусства многих народов севера России. Однако, под развитием национального искусства зачастую подразумевались герои, одетые в национальные костюмы, но делающие и думающие в рамках социалистического реализма. Самоорганизация художественной жизни Кольского Заполярья и культурная политика страны повлекли за собой дальнейшее развитие инновационного для региона экспозиционно-оформительского искусства. Открывались новые музеи, наглядно демонстрировавшие фундаментальные социокультурные преобразования края. В 1935 году открыт Историко­ краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом (г. Кировск), в постоянной экспозиции которого представлены экспонаты, отображающие историю изучения Хибин. Накануне Великой Отечественной войны формируются несколько школьных краеведческих экспозиций, создается геологический музей на руднике им. С.М. Кирова . В годы войны часть фондов Мурманского областного краеведческого музея (МОКМ) эвакуируются, однако экспозиционно-выставочная деятельность в регионе продолжает существовать: открыт ряд выставок трофейного вооружения; с 250Волков Н.Н. Изобразительное искусство саамов // Народное искусство. 1939, № 3 - С. 103 251 См.: Музеи // Кольская энциклопедия. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: bttp://kolaenc.gov-murman.ru/culture/museum/ 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz