Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

Художественный институт им. В.И. Сурикова, ставший впоследствии известным советским графиком246. Новые изостудии на территории региона были открыты только в послевоенные годы, в результате чего многие местные художники получили возможность преподавать профессиональное мастерство жителям Заполярья: в п. Роста изокружок при школе и изостудию при Доме офицеров в 1948-1951 годы вел художник В.И. Шилкин247; в Мурманске в изостудии, открытой при ДК им. С.М. Кирова, работал Д.А. Горелов. При содействии художников Д.А. Горелова и М.А. Кирина один из учащихся студии - В.Н. Бубенцов впоследствии был направлен на учебу в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова и Ленинградский художественный институт им. И.Е. Репина, став известным мурманским художником. Традиционные культуры народов Кольского Севера в рассматриваемый период значительно ослабили свое влияние на формирование общих культурных традиций вследствие значительных антропосоциокультурных преобразований региона, уступив позиции городскому населению. Многие вопросы культурной жизни автохтонных народов, а также процесс трансформации традиций на этапе перехода к новым формам общественного устройства до 1935 года координировал Комитет содействия развитию малых народностей Крайнего Севера248. Институциональные и ценностные трансформации, направления развития художественной культуры региона были непосредственно связаны также с развитием в стране народного образования, так как среди механизмов, регулирующих динамику национальной культуры, особенно значима, согласно исследованиям А.Я. Флиера, система образования и просвещения, позволяющая проводить стандартизацию и унификацию культуры с помощью внедрения научных, 249 социальных, гуманитарных стандартов . Открытие общеобразовательных учреждений на Кольском полуострове, высших и средних учебных заведений в г. Мурманске и г. Ленинграде для народов крайнего Севера способствовало формированию новых традиций и развитию в художественной культуре автохтонных народов новых форм изобразительного творчества. Большое значение в данном процессе имело открытие в 1930 году в г. Ленинграде Института Народов Севера, где был организован изокружок, позднее преобразованный в художественные мастерские. Программа обучения способных молодых людей из числа Малых 246См.: Художники Мурмана. Там же. 247ГАМО. Ф. - 934. On. 1. Д. 53. л. 18 248Организацией осуществлялась советизация и политизация Севера (1924 - 1935) 249 См.: Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. 1995, № 3. - С. 137-148 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz