Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

основных его элементов - сценография, как и многие другие виды регионального искусства, было заимствовано из художественной культуры центральной России и его развитие стимулировалось со стороны государственной власти. Процесс развития инновационного для региона театрально­ декорационного искусства в 30-е годы XX века шел достаточно активно: в театрах ставились спекракли, над их оформлением работали, главным образом, приезжие художники. Так, над сценографией театра Северной военной флотилии с 1937 года работал художник-краснофлотец Д.К. Свешников, в этом ему помогала группа художников, также проходивших службу при Главном политуправлении Северного флота - В.Г. Баранов, М.А. Новиков, Н.И. Цейтлин и другие243. В годы Великой Отечественной войны развитие сценографии, ввиду объективных исторических условий, происходило крайне малыми темпами, так как фронтовые бригады артистов выступали в основном на агитационных и мобилизационных пунктах, госпиталях, прямо на кораблях, а декорации если и были нужны, то в самом ограниченном виде244. Работа художника- оформителя театральных спектаклей вновь стала востребованной только после окончания войны. Со второй половины 40-х годов XX века над созданем декораций начал работать также целый ряд молодых художников, многие из которых постоянно проживали на Кольском Севере: с 1946 года художником-декоратором в Областном драматическом театре работал живописец А.С. Ефременков, спектакли театра оформлялись также художниками М.Д. Мочаловой, В.Д. Бернацким; в Областном Кукольном театре самостоятельно оформлял спектакли - А.Г. Бурунов; с 1951 года сценографией в Драматическом театре СФ занималась А.А. Мещанинова и 245 другие . Активное развитие на Кольском Севере в период 30-х - начала 50-х годов XX века различных видов изобразительного искусства, значительные антропологические изменения и политика правительства страны в области образования стимулировали организацию инновационной для региона системы художественного образования. Первой изостудией на территории региона стала организованная в 1935 году художником М.А. Новиковым флотская изостудия в г. Полярном. Здесь учились многие художники красноармейской самодеятельности. При содействии М.А. Новикова один из учащихся студии - Наум Цейтлин был направлен на учебу в Москву в См.: Брицкая Т. Там же. - С. 2 244См.: Киселев А.А. Мурманск - город-герой. - М.: Восниздат, 1988. - 189 с. - С. 79 245ГАМО. Ф. - 934. On. 1. Д. 5. л. 53 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz