Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

поведения индивидов, согласно исследованиям Э.С. Маркаряна, является непосредственным механизмом, устанавливающим определенные правила действий и обеспечивающим выполнения этих правил, благодаря чему усилия индивидов соответствующим образом программируются, организуются и координируются как в масштабе всего общества, так и в пределах отдельных сфер деятельности (в том числе и изобразительного искусства) . Их создание на Кольском Севере заняло «относительно короткое время по сравнению со многими другими регионами»230. Инновационным явлением в сфере изобразительного искусства в Кольском Заполярье стало создание в 1944 году в г. Мурманске, по аналогии с другими регионами страны, Областного Союза советских художников (ССХ МО)231, что стало этапом перехода на новый уровень усложнения системы художественного производства и художественного потребления, и отправной точкой в становлении инновационного в художественной культуре страны субрегионального типа - мурманского изобразительного искусства социалистического типа. ССХ МО был заимствованной более или менее сбалансированной и отрегулированной системой, а, соответственно, изначально обладал совокупностью норм, правил, законов, деятельность которого координировалась централизованной властью, что способствовало быстрому внедрению организации в культурное поле региона и активному её развитию. В 1945 году в Союзе насчитывалось 22 художника, ведущими из которых были: В.Г. Баранов, М.В. Новиков, Д.К. Свешников, А.А. Меркулов, Е.Х. Визирь-Дорошенко, М.Н. Успенский232. В период 1945-1947 годов в объединение вступили: Т.А. Степанова, М.Б. Ужинский, Д.А. Горелов Б.Н. Бродский, Г.М. Федотов и другие. Первым председателем правления ССХ МО был избран художник А.А. Меркулов, впоследствии М.Н. Успенский, с 1946 года- М.В. Новиков233. С 1947 года место председателя занял художник Д.А. Горелов, с организаторской деятельностью которого связано наиболее активное развитие областного Союза СХ и появление целого ряда инноваций: организованы творческие командировки художников по области и другим регионам страны234; в конце 1947 года заключен договор с городским отделом Народного образования на См.: Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. - Ереван., 1969. - 228 с., - С. 67-68 230 Вагинова Л.С. Историческая типология культуры Кольского Севера // Чарнолуские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции 24-25 марта 2009 года / Отв.редЛ.С. Вагинова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - Т.2. - 120 с. - С. 13 231ГАМО. Ф. - 934. Оп.1. Д.6. Л. 32 См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45 233ГАМО. Ф. - 934. Оп. 5. Д. 1. л. 14 ГАМО. Ф. - 934. On. 1. Д. 5. л. 50 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz