Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

портрет. С 1942 по 1945 годы, во время похождения службы на Кольском Севере, он создал правдивые, документально точные станковые скульптурные портреты героев-североморцев, для чего командованием СФ, главным образом, адмиралом А.Г. Головко, ему была предоставлена передвижная мастерская, что также стало новационным явлением в изобразительном искусстве Кольского Заполярья228. В региональной скульптуре послевоенных лет, как и в стране в целом, основное место стали занимать монументальные скульптурные композиции, прославляющие подвиг победившего народа и бюсты героев войны: в г. Североморске в 1945 году установлен бюст дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова работы JI.E. Кербеля; в память о геройском подвиге советских воинов, освободивших Печенгу, в 1955 году открыт памятник в порту Лиинахамари; во многих городах региона установлены памятные обелиски. В г. Мурманске первым памятником жертвам войны стал установленный в 1945 году памятник портовикам, погибшим в годы войны. В послевоенные годы, главным образом в 50-е годы XX века, более активно стали воздвигать монументальные скульптурные портреты партийных руководителей: в 1951 году в г. Кандалакша, а в 1956 году в с. Ловозеро состоялось открытие памятников В.И. Ленину; в 1952 году в г. Полярном - монумента И.В. Сталину. А такой инновационный для регионального изобразительного искусства вид скульптуры, как станковая портретная скульптура в послевоенные годы активно развивалась в творческой деятельности скульптора Б.Н. Бродского. Государственное стимулирование и активизация темпов развития скульптуры в послевоенные годы способствовали тому, что к середине 50-х годов XX века данное явление стало традиционным в культурном пространстве Кольского Заполярья. Антропологические изменения, многообразие субъектов культуры, взаимодействие разных народов, высокий уровень общего и специального образования, развитая профессионализация деятельности людей и значительное число интеллигенции стали основой фундаментальных социокультурных преобразований Кольского Заполярья в период 30-х- начала 50-х годов XX века, оказавших значительное влияние на развитие изобразительного искусства в регионе. Развитие личностно-креативного типа культуры стимулировало относительную автономизацию художественной культуры в системе культуры, что повлекло за собой образование новых институциональных форм. Это стало важным этапом развития регионального изобразительного искусства, так как институционализация отношений и 228 См.: Кербель Лев Ефимович (1917-2003). - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.biograph.ru/bank/kerbel.htm 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz