Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
Весь рассматриваемый период в культурном пространстве Кольского Заполярья продолжал развиваться инновационный для региона вид изобразительного искусства - скульптура, на что в значительной степени повлияла государственная политика страны и интенсивное формирование в регионе развитой городской культуры. В 30-е годы XX века процесс развития скульптуры шел незначительными темпами. Несмотря на то, что в городах страны, начиная с 20-х годов XX века, активно устанавливались монументальные скульптуры партийных руководителей, в регионе они появились только во второй половине 30-х годов. Основными монументами, установленными в данный период стали памятники С.М. Кирову, открытые в 1936 году в пос. Мурмаши, в 1938 в г. Кировске. В г. Мурманске памятник С.М. Кирову, отлитый в г. Москве по проекту скульптора З.М. Виленского, был открыт в 1940 году. Данные памятники стали первыми скульптурными портретами, установленными в регионе226. В 30-е годы XX века появилась также новационная для региона монументально-декоративная скульптура, тесно связанная с архитектурой и подчеркивающая назначение здания. Одной из таких работ стала небольшая скульптурная группа на фасаде здания Дома культуры им. С.М. Кирова в г. Мурманске. В годы Великой Отечественной войны скульптура, мало распространенный на тот период в культурном пространстве региона вид изобразительного творчества, получила более значительное развитие. Наиболее востребованным жанром в данный период в советской скульптуре стал портрет. В 1944 году в г. Кировске был открыт памятник М.И. Калинину, который, согласно исследованиям А.А. Киселева, стал единственным монументальным скульптурным портретом партийного руководителя, сооруженным в данный период. Основными героями монументальных скульптурных композиций в регионе становились герои войны: в 1943 году в г. Полярном открыт бюст командира подводной лодки «Щ-422» Ф.А. Видяева работы флотского художника А.Я. Кольцова; памятник погибшим подводникам с лодки «Щ-402», сооруженный моряками-североморцами и Другие. Необходимо отметить, что установленный в 1944 году в г. Полярном памятник «Героям-подводникам Северного флота» работы Л.Е. Кербеля был одним из первых в регионе монументов, основной частью которого стал барельеф227. С личностно-креативным творчеством военного художника Северного флота, скульптора Л.Е. Кербеля связано также появление в региональном искусстве такой новации, как станковый скульптурный 226 См.: Памятники города-героя Мурманска / ред. и сост.: Т. Владимирова. - Мурманск: Борей,, 2004. - 63 с.- С. 50-51 См.: Рыжкова Т.М. Там же. - С. 64 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz