Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

другие, в том числе профессор Ленинградской АХ А.И. Сигал, написавший одну из самых драматических работ о войне - « Рыбачки на промысле в дни ВОВ» (1948, МОКМ)221. Необходимо отметить, что художники, командированные на советский Север и принимавшие плановое участие в научно-исследовательских экспедициях, в основном работали не в качестве научных сотрудников - рисовальщиков, а как самостоятельные художники. Их задача состояла в том, чтобы «показать дальний Север <...> помочь культурному строительству, дать ему нужное художественное оформление»222. Однако, в многочисленных научно-исследовательских экспедициях, организованных открытой в 1930 году Хибинской горной станцией АН СССР «Тиэтта»223 и рядом НИИ традиционно принимали участие и рисовальщики - художники, в задачи которых входило: топографически точно воспроизвести картины природы, этнографически достоверно - костюм и быт аборигенного населения. В 1932 году очередную полярную экспедицию совершил художник, писатель и исследователь Севера - Н.В. Пинегин, за время которой написал ряд живописных работ - «Полярная станция. Земля Франца-Иосифа» (1936, Архив-музей ЦГП КНЦ РАН). До 1938 года в составе научных экспедиций работал известный этнограф, писатель, исследователь культуры и быта саамов Кольского полуострова - В.В. Чарнолуский224. После войны в регионе продолжилось активное развитие науки, организовывались многочисленные исследовательские экспедиции, однако, работа рисовальщиков к этому времени не требовалась, их работу практически полностью заменила фотография. Художники, принимавшие участие в научно-исследовательских поездках по региону, были самостоятельными художниками и решали главным образом творческие задачи. В 40-е годы XX века в арктических и морских экспедициях принимал участие художник-полярник И.П. Рубан, работы которого широко представлены в Музее Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург). Почти каждый год, начиная с 1946, проводил в экспедициях Кольского филиала АН и привозил вместе с образцами пород и минералов наброски будущих северных пейзажей самодеятельный художник, исследователь Кольского Севера - И.В. Бельков225. 221 ГАМО. Ф. - 934. On. 1. Д.24. л. 37-49 222Васильева Е.В. Диссертация. Там же - С. 176 223 В 1934 преобразована в Кольскую научно-исследовательскую базу АН СССР имени С.М. Кирова; ныне - Кольский научный центр Российской академии наук (КНЦ РАН) 224См.: Художники - участники экспедиций на Крайний Север: из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН. Там же. - С. 96 225 См.: Художники - участники экспедиций на Крайний Север. Там же. - С. 174 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz