Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

М.Н. Успенский «День победы в г. Мурманске (1946, МОКМ). Однако, они значительно уступали ставшему к началу 50-х годов XX века традиционным в изобразительном искусстве региона северному лирическому пейзажу. На политические темы работ в регионе создавалось мало. В произведениях регионального художников практически не было «официозного» направления. Местные авторы отличались от своих столичных коллег меньшей идеологической ангажированностью. В 50-е годы XX века тематические рамки официального искусства расширились и востребованными стали также портрет, натюрморт, бытовые, жанровые сцены. Как отмечает Г.А. Янковская, в послевоенном изобразительном искусстве «не было места футуристической устремленности в будущее и революционному аскетизму, приоритетами официальной культуры являлись ценности стабильности, комфорта, семейных традиций и _ 218 повседневных радостей» . Традиционно в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в 50-е годы XX века преобладал пейзажный жанр, однако, на смену военному, пришло изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком. В 50-е годы XX века масштабную серию «Покоренная Арктика» создал художник А.А. Меркулов. Просторы Баренцева и Белого морей, история регулярного Северного Флота, промышленное освоение региона, а также природа Кольского Заполярья нашли отображение в работах художника-мариниста В.Г. Баранова и художника, автора работ, посвящённых Северному военно-морскому флоту В.Ф. Штраниха «Вечерок в северном порту» (1954, частная коллекция)219. Море, камни и цветы Заполярья - главные темы в творчестве ленинградского художника Л.К. Богомольца220. Серию городских пейзажей на Кольском Севере выполнили художники Я.А. Комшилов, В. Прошкин. В послевоенный период в Мурманскую область продолжали приезжать и творческие группы СХ СССР. Особенно часто творческие командировки на Кольский Север совершали ленинградские художники - П.П. Белоусов, Н.А. Ионин, А.Н. Кацеблин, И.К. Колесова, Н.И. Костров, ФИ. Петров, Е.В. Солодовникова, С.И. Солодовников, С.А. Толкачев и 218 Янковская Г.А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты : Автореферат дис. ... д-ра исторических наук: 07.00.02; [Место защиты: Том. гос. ун-т], 2008. - 43 с. - С. 38 т См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45 См.: Цупко Т.В. Лики культуры Петербурга. Наброски к портрету художника JI. Богомольца // Стратегии взаимодействия философии, культурологии я общественных коммуникаций. Материалы всероссийской конференции 2003 года / Отв.ред. В.А. Рабош. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2003. - 302 с.- С.297 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz