Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
JI. Калиновский215. Портреты, зарисовки населенных пунктов, создавал художник А.М. Хмылев, воевавший в сухопутных частях Заполярья - «Взорванный немцами мост Печенги» (фрагмент, 1944, МОКМ), «Мурманская сандружинница Ирина Вейс» (нач.40-х, МОКМ)216. Ряд графических листов выполнил художник О.П. Бородкин, сражавшийся в партизанском отряде «Большевик Заполярья». К концу войны в отечественном изобразительном искусстве в целом наметились некоторые изменения: картины начали тяготеть к сложному сюжету, многофигурности, торжественности; появились парадные портреты. В послевоенные годы в регионе вновь начались значительные социокультурные преобразования: восстановление народного хозяйства, укрепление оборонных рубежей, создание мощного военного, торгового, рыболовного флотов, формирование новых промышленных отраслей, воссоздание г. Мурманска и других городов области, основой которых стали антропологические изменения, многообразие субъектов культуры, взаимодействие разных народов, высокий уровень общего и специального образования, развитая профессионализация деятельности людей и значительное число интеллигенции. Изменение состава населения и облика региона способствовало дальнейшему активному формированию в регионе городской культуры. Эти процессы в значительной степени повлияли и на последующее развитие художественной культуры Кольского Заполярья и в частности изобразительного искусства. С середины 40-х годов XX века наиболее востребованными официальным искусством становятся темы: восстановительные работы и «героическая борьба советского народа с фашистской Германией»217. Однако, вследствие излишней централизации, жесткости в планировании, ориентации на сложившийся в 30-е годы XX века стиль, в искусстве вновь проявилось наследие предвоенного десятилетия - излишний натурализм, повествовательность, иллюстративность, прямолинейность, идеализация, а к началу 50-х годов XX века оно характеризовалось также монументальными размерами, парадностью. Преодолеть утрату многозначной зрительной образности, повествовательную иллюстрацию помогала тема войны, которая исполнялась зачастую по «живым» воспоминаниям или по этюдам военных лет. Темы войны и мирного труда в послевоенные годы разрабатывались и на Кольском Севере - В.Ф. Штраних «В порту. Ремонт кораблей» (1940-е, частная коллекция), «Авиация Севера» (1945, частная коллекция), 215См.: Сазонова С. Художник-фронтовик Лев Калиновский: «Я видел победный салют 45- го!» // Комсомольская правда.— 2010. - 7 мая. 216Белоконь К., Чеботарь Г. Там же. - С 217 217Белоконь К., Чеботарь Г. Там же. — С. 222 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz