Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

многогранности, серьезности и глубины замысла210. Распространенными стали предельно скромные портреты, лаконичные сюжетные картины, а также пейзаж, как пишет Т.М. Рыжкова, «место действия, среда обитания и выживания»211. Станковая графика развивалась в основном в быстрых документально-точных карандашных зарисовках. Своеобразной точкой отсчета изобразительного искусства Кольского Заполярья в годы войны стало написанное в 1941 году живописное полотно «У пирса» (МОКМ) В.Ф. Штраниха, художника, с 1940 года работавшего в бригаде Северного флота. В почти документальных маринистических полотнах передавал атмосферу военных лет в Кольском Заполярье мастер индустриального пейзажа, один из предтеч «сурового стиля» Г.Г. Нисский212. Морские мотивы мест боевых действий, портреты защитников Кольского Заполярья, произведения, запечатлевшие в ярких, типических образах мужество советских моряков, сражавшихся в тяжелых условиях Крайнего Севера - основные темы живописных и графических работ художников - A.Я. Кольцова, В.Г. Баранова, М.А. Новикова, А.А. Меркулова, B.C. Бибикова, В.А. Жаворонкова213. Торопливые, почти монохромные этюды, раскрывающие живые впечатления, создал художник-краснофлотец И.П. Рубински - «Моряки Северного флота. База "Долгая"» (1944, ГХМ). Через пустые глазницы окон полуразрушенных домов изображали военную повседневность прифронтового Мурманска Н.И. Цейтлин, Я.А. Комшилов. Целый ряд, в основном графических работ, был создан художниками, военная служба которых не требовала навыков работы в изобразительном искусстве. Исполненные обычно в короткие минуты отдыха быстрые зарисовки отражали фронтовую повседневность и индивидуальное восприятие войны. С разрешения командования во время отдыха делал портретные зарисовки матросов и офицеров - В.Д. Каленский, служивший с 1940 года в морском разведывательном радиоотряде СФ214. Рисовал портреты, оформлял стенгазеты и боевые листки проходивший службу с 1944 года на эсминце из состава Экспедиции особого назначения ЭОН-18, будущий художник и скульптор - Р.А. Кунников. С 1941 года в перерывах между боями на обрывках упаковочной бумаги рисовал боевых товарищей рядовой 995-ого стрелкового полка на Карельском фронте Герман М.Ю. Там же. — С. 369 2|’ Рыжкова Т.М. Там же. - С. 64 См.: Бубенцов В.Н., Бубенцова А.В. Морская тематика в современной художественной культуре Кольского Севера // Наука и образование. - 2007, № 8. - С. 89-92 См.: Ковалев Н.Н. Там же. - С. 5-45; Брицкая Т. Там же. - С.2; ГАМО. Ф,- 934. Оп. 5. Д. 1-л. 13 2|4 См.: Шигин В. Художник Божьей милостью / В. Шигин // Мор. сб. - 2006. - N 5. - С. 96 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz