Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
индивидуальностей - «Окно "Полярной правды" №4», «Окно "Полярной правды" № 14». На втором этапе, после перелома в ходе войны, изменилась тематика, настроение и образ плаката. Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат «Окно "Полярной правды" № 40». Данные тенденции были характерны для всего искусства советского плаката времен Великой Отечественной войны. Также флотские художники занимались оформлением газеты «Краснофлотец»205. Ряд художников служили в сухопутных войсках при Политуправлении Карельского фронта, где с мая по сентябрь 1942 года был организован выпуск новационного фронтового сатирического журнала «Сквозняк». Печатался он на 8 страницах с одноцветными иллюстрациями, которые исполнялись художниками А. Короткиным, В. Гембачевым, Б. Ивановым, М. Медведевым и другими. В художественном отделе активное участие принимали также красноармейцы, сержанты и политработники частей фронта. Однако, всего вышло 7 номеров журнала, так как в условиях военной действительности они значительно уступали место листковым формам сатирической периодики206. В 14-й Армии Карельского фронта выходила также газета «Часовой Севера», рисунки к которой выполнял художник С.А. Осауленко207. В годы Великой Отечественной войны в Кольском Заполярье, как и в других регионах страны, большое распространение получили и такие агитационно-массовые формы искусства, как оформление фронтовых клубов и землянок, Домов Военно-Морского флота, Ленинских комнат208. Одновременно с маскировочными работами, выпуском агитационных плакатов и брошюр художники создавали самостоятельные творческие работы. Станковая живопись в годы войны претерпела значительные преобразования209. Преодолев «решительный упадок» двух предвоенных лет, в первые годы войны художники создавали не иллюстрированные, праздничные картины, а торопливые, не претендующие на обобщение, почти монохромные этюды по живым впечатлениям, не столько рассказывающие о событиях, сколько изображающие «пережитое, перечувствованное» без искусственной патетики, эффектных поз и жестов, что не исключало 203См.: Средства массовой информации // Кольская энциклопедия. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kolaenc.gov-murman.nl/culture/massmedia/ 206 См.: Стыкалин С.И., Кременская И.К. Справочник «Сатира советской эпохи 1917- 1963». - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bookfc classic.ru/publications/view/2/page/0 207См.: Бескоровайный А.И. Строки— тоже оружие. — М.: Воениздат, 1976. - 182 с. 204ГАМО. Ф. - 934. On. 1. Д.53. л. 58-62 209 См.: Мировое искусство. Русская живопись / Сост. И.Г.Мосин. - СПб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2007. - 192 с. - С. 55 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz