Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
Большое число художников находилось в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, в партизанских отрядах. Однако, военная служба требовала навыков работы в изобразительном искусстве только небольшому числу художников. На профессиональной основе при Главном политуправлении Северного флота в годы войны работала группа художников - М.А. Новиков, А.А. Меркулов, В.Г. Баранов, Н.И. Цейтлин, Д.К. Свешников, В.А. Жаворонков201. В первые годы войны их ряды пополнили выпускники Художественного института им. В.И. Сурикова - И.П. Рубинский, JI.E. Кербель, график М.Н. Успенский, художники А.Я. Кольцов, B.C. Бибиков, П.Т. Мальцев и другие. В их основные задачи, кроме выполнения военных обязанностей, входили инновационные для регионального изобразительного искусства маскировка объектов военно-морской техники и выпуск агитационных плакатов, сатирических листовок «Таран» и «Окна «Полярной правды». Еженедельные сатирические плакаты «Таран» продолжили традиции «Окна ТАСС», «Боевого карандаша» и первоначально исполнялись вручную литографским способом в двух экземплярах. Плакаты «Окна «Полярной правды», выходившие в 1941-1945 годы, были своеобразным изобразительным приложением к сообщениям Совинформбюро и представляли собой небольшие по размеру листы, с несколькими взаимосвязанными рисунками, сопровождаемыми текстом . Тиражировались они вручную при помощи трафарета. Наиболее удачные плакаты переиздавались печатным способом в мурманской типографии газеты «Полярная правда»203 и выходили в сотнях, иногда тысячах экземпляров. Несмотря на то, что искусство плаката продолжало развиваться и в последующие периоды, такой значительный тираж характерен только для военных лет. Характер иллюстраций выпусков «Тарана» и «Окон» - сатирический или героический, менялся в зависимости от событий . Так, в первые два года войны региональный плакат, как и советский плакат в целом имел драматическое, порой трагическое звучание, где основными становились темы «мобилизация», «отпор врагу». Они были выражены суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих ГАМО. Ф. - 934. Оп. 5. Д. 1. л. 13 202 См.: Брицкая Т. Так расписать, чтобы корабль «исчез» // Мурманский вестник. - 2006. - 6 мая. - С. 2 Областная газета выпускалась с 23 февраля 1920 года, первое название - «Известия Совета Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов»; с 28 сентября 1920 года газета переименована в «Северную правду»; с 8 февраля 1921 года газета выходит под названием «Полярная правда» Рыжкова Т.М. Там же. - С. 62-65 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz