Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
человеку надлежало воссоединиться с художественным изображением, как бы войти в него, зашагать в одном строю»197. Это стало важнейшей задачей искусства раннего социалистического типа, и, зачастую, превращало его в крайне иллюстрированное и прямолинейное, утрачивающее всю полноту, сложность и многогранность. В доминирующем художественном стиле превалировали демонстративная парадность, условность сюжетных композиций. Период Великой Отечественной войны стая временем чрезвычайных исторических обстоятельств, значительно преобразовавших эстетические предпочтения источников «соцзаказа» и новым витком в развитии отечественного изобразительного искусства. Великая Отечественная война изменила ценностные приоритеты ряда социальных групп и, несмотря на то, что искусство продолжало развиваться в рамках «соцреализма», «диктовала» ему иные ориентиры и предпочтения. В соответствии с новыми объективными условиями иллюстративность и повествовательность предшествующих лет становились не актуальными. В ответ на изменение политической, социальной, историографической ситуации обновлялись тематика, стиль, художественный язык и наиболее востребованными стали направления, непосредственно связанные с оборонным комплексом страны. Ввиду чрезвычайных обстоятельств, одной из основных задач изобразительного искусства в годы войны стала агитационно пропагандистская работа, вследствие чего наибольшее развитие получила графика и в частности - плакат, как один из самых массовых видов изобразительного искусства198. Наибольшее развитие получили героические и сатирические плакаты, обычно сопровождаемые литературным текстом. С первых дней Отечественной войны в г. Москве начался выпуск плакатов «Окна ТАСС», в г. Ленинграде - «Боевой карандаш», продолжающие традиции революционного плаката199. Это нашло свое продолжение во всех регионах страны, в том числе и в Кольском Заполярье200. 197Корнфельд Я. Там же. - С. 4-29 198 См.: Белоконь К., Чеботарь Г. Об огнях-пожарищах, о дручьях-товарищах // Мурманский берег: Культурологический альманах. - Вып. 2. - Мурманск: АСТЭС, 2005. - 288 с .-С . 2 1 6 -2 2 8 .-С . 217 199Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство. - М.: Мысль, 1995 - 216 с.; Гончаров А. Плакат военного времени в приближении Победы // Сражающаяся культура: научная студенческая конференция, посвященная 60-летию победы Советского Народа в Великой Отечественной войне 18-30 апреля 2005 г. - [электронный доступ]. - Режим доступа: http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/KT/Confer/april 2005.html 200 См.: Рыжкова Т.М. Изобразительное искусство военных лет // Подвигу в Заполярье 50 лет. Тезисы докладов науч.-практич. Конференции, посвященной 50-йгодовщине разгрома нем.- фашистских войск в Заполярье и освобожденияСев.Норвегии. - Мурманск, 1995. - 98 с. - С. 62 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz