Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
креативным источником культурных изменений края. Вследствие чего в регионе сложился общий полиэтнический интегративный тип региональной культуры, изменялись культурные ориентации этносов. Они стали важным фактором развития изобразительного искусства Кольского Заполярья, как и художественной культуры региона в целом. Необходимо отметить, что художники, приезжавшие на север в творческие командировки, помимо «ударных социалистических» строек, согласно исследованиям Е.В. Васильевой, видели рабский труд репрессированных граждан и спецпереселенцев, однако, в силу существующей идеологии они воспевали их тяжелый труд как благородное дело во благо социалистического общества194. Модернизационные процессы 30-х годов XX века в культуре Кольского Заполярья - железнодорожное строительство, закладка фундамента новой индустриальной культуры стали ведущими тенденциями в развитии края. Данному периоду характерно также интенсивное формирование развитой городской культуры. На территории региона в 30-е годы XX века активно сооружались промышленные города - Хибиногорск (с 1934 года - Кировск), Мончегорск, Кандалакша. Началось активное строительство г. Мурманска. Формирование развитой городской культуры, как отмечает Л.С. Вагинова, создало предпосылки для социокультурных изменений и оказало серьезное влияние на формирование ряда новационных, а также распространению, принятию и институционализации уже существовавших в культурном пространстве региона видов изобразительного искусства. Так, например, с развитием городской культуры большее распространение получили инновационные для региона агитационно-массовые формы искусства: украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств, клубов и Домов культуры. Предвоенные годы для искусства социалистического типа в целом оказались «временем решительного упадка», что особенно сильно, по мнению М.Ю. Германа, проявилось после выставок «Индустрия социализма» и «Ленин и Сталин в народном изобразительном искусстве», организованные в 1939 году195. Как отмечает М.А. Чегодаева, всесоюзная выставка «Индустрия социализма» стала уникальным событием, не имевшим прецедентов: «чисто художественная выставка <...> трансформировалась в мощную пропагандистскую акцию <...> призванную <...> оказывать на зрителей нужное властям идеологическое воздействие»196. Не искусство изображало реальных людей, «реальному См.: Васильева Е.В. Диссертация. Там же. - С. 170 J95Герман М.Ю. Там же. — С. 369 Чегодаева М.А. Социалистический реализм как сакральное искусство. Тамже. — С. 549 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz