Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.
покорения природы, писал московский художник В.В. Крайнев. На строительстве Туломской плотины он разработал тему новостроек Мурмана184. В экспедицию по Северному Ледовитому океану на ледокольном пароходе «Седов» в 1933 году был командирован М.М. Берингов; продолжал 185 работать в Кольском Заполярье художник Н.М. Григорьев и другие В значительной степени развитие изобразительного искусства в регионе определялось развитием Мурманска как города-порта со своей морской культурой. Важным фактором данного процесса стало создание в 1933 году, после посещения г. Мурманска И.В. Сталиным, Северной Военно-морской Флотилии, преобразованной в 1937 году в регулярный Северный флот (СФ)186. Мурманск стал крупнейшей военно-морской базой страны187. Одновременно с созданием Флотилии началось строительство военно-морской базы в г. Полярном. От данного процесса напрямую зависело и пополнение региональной художественной среды высококвалифицированными специалистами из центральных регионов страны. Так, для прохождения службы на Северном флоте в 1933 году в Кольское Заполярье прибыла большая группа художников - М.А. Новиков, В.Г. Баранов, Н. Цейтлин, М.А. Костин и другие188. Они стали первыми живописцами и графиками, работавшими на профессиональной основе при политуправлении Северного флота, создававшими в свободное время творческие произведения, в которых отобразили важные этапы развития СФ и боевые действия в советско-финской войне 1939-1940 годов . Их художественно-изобразительная деятельность стала инновационным явлением в профессиональном изобразительном искусстве Кольского Заполярья и этапом его развития. «Героическая» в своей основе северная тематика соответствовала задачам искусства социалистического типа и нашла широкую поддержку со стороны официальной критики. Художники 30-х годов XX века посещали полярные станции, промышленные объекты, участвовали в экспедициях, изображали ударные трудовые будни. Однако, тема покорения Севера не стала сугубо идеологическим направлением изобразительного искусства в регионе и в данный период. Целый ряд художников, в особенности старшего поколения - Н.С. Бом- Григорьева, Н.М. Григорьев, В.В. Рождественский, Б.А. Смирнов-Русецкий, 184См.: Каталог выставки «Василий Васильевич Крайнев (1879-1955). - Мурманск, 1989. 185См.: Нюрнберг А. М.М.Берингов (1886-1937)//Творчество. № 5. М.: Искусство, 1937. - С. 24 См.: Федоров П.В. Северный вектор в российской истории: центр и Кольское Заполярье вXVI-XX вв. - Мурманск: МГПУ, 2009. - 388 с. - С.269-271 См.: Сообщения Советского Информбюро. М., 1944, Т. 1, - С. 15 См.: Киселев А.А. Мурманск - город-герой. - М.: Воениздат, 1988. - 189 с. См.: Ковалев Н.Н. Изобразительное искусство Мурмана // Мурманский берег: Литературный альманах. Выпуск 4. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 1998.- 288 с.- С. 5-45 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz