Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

характерно для советского художественно-изобразительного творчества данного периода. Именно живописный портрет, образ человека новой эпохи - строителя этого индустриального мира, занимал одно из ведущих мест в изобразительном искусстве как страны в целом, так и региона, в частности. На Кольском Севере главными героями портретов становились ученые, покорители Арктики, участники полярных экспедиций, «новые люди», занимающиеся промышленным освоением Севера, ударники пятилеток. В соответствии с правительственным планом в Кольском Заполярье в 30-е годы XX века был командирован художник М.Л. Гуревич, который посетил места основного строительства в регионе, участвовал в исследовательских экспедициях, где создал многочисленные морские и индустриальные пейзажи, портреты героев арктических экспедиций - «Полярный разведчик "Персей"» (1933, ГХМ), «Волны Баренцева моря» (1933, ГХМ). По мнению А.С. Скворцова: «Заполярье предстает в произведениях этого молодого советского художника живым романтическим миром»181. Вместе с МЛ. Гуревичем фундаментальные социокультурные преобразования края запечатлевали художники А.И. Игумнов и В.Г. Тягунов. В 30-е годы XX века в регионе в составе научно-исследовательских экспедиций работал московский художник Ф.Л. Решетников, автор графических и живописных пейзажей - «Ледокол "Сибиряков" во льдах», «Подтягивание на тросах» (1934, ГХМ), «Гибель "Челюскина"» (1934, ГХМ); портретов участников экспедиции, в том числе портрета учёного-полярника О. Шмидта (1934, ГХМ); автор журнала «Ледовитый крокодил»182. Целые серии картин и рисунков в ходе арктических экспедиций на гидрографическом судне «Персей», на ледоколах «Таймыр», «Малыгин» и поездок по Белому и Баренцеву морям создал художник А.А. Меркулов. Север и Арктика стали главными темами его творчества. На Кольский полуостров были командированы также художники старшего поколения, изображавшие регион еще в 20-е годы XX века183. В 30-е годы XX века индустриальные пейзажи и жанровые картины, в которых сказалось следование общепринятым тогда эстетическим шаблонам с идеями 181 Скворцов А. М. Художники на Севере // Каталог к выставке «По Советскому Северу». - М., 1933.-С. 19 l8J См.: Бубенцов В.Н. Уникальность живописного заполярного плейера и формирование творческой личности студе 1 гга на его основе // Центры культуры и регионы России: Европейский Север. - Мурманск: МГПУ,2006.-Вып.5: Культурная компетентность современной личности.-105 с. - С. 74-82 185 См.: Художники Мурмана, 1965-2005: к 40-летию Мурм.обл.обществ.орг. Всерос. творч.обществ. орг. «Союз художников России»: иллюстрир. ист.-биогр. справ. / [реД- совет: М.В.Шевах (пред.) и др.; авт. текста и сост. Е.В. Иванова, Т.М. Рыжкова; сост. библиогр. указ. С.А. Дячок]. - Мурманск: Север, 2005. - 87 с. - С. 5 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz