Федотова А. В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века : монография / А. В. Федотова ; Мурм. культурол. о-во. – Санкт-Петербург : Астерион, 2012. – 178 с.

человека в героической борьбе за освоение Севера» |76. Он предлагал художникам работать на севере по «плану», «как это практикуется во всех областях нашей советской работы»177. Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, а также Всекохудожником и МОССХ с целью популяризации социалистических строек в разные уголки страны привлекалась творческая интеллигенция, было организовано плановое участие художников реалистического направления в экспедициях и на советский Север. Как и в предшествующий период, изобразительное искусство в 30-е годы XX века в заполярном регионе развивалось, главным образом, в творческой работе приезжих художников. Итогом командировок стали живописные и графические работы, доминирующее место в которых, как и в работах художников, приезжавших во второй половине 20-х годов XX века, занимал индустриальный пейзаж, показывающий результат деятельности человека в новых социально- экономических условиях178. Живописцы и графики «художественно­ документально» фиксировали модернизационные процессы 30-х годов XX века в регионе, приметы нового уклада жизни, изменения в жизни аборигенных народов Севера в условиях социалистических преобразований179. Кольское Заполярье в их произведениях представало неиссякаемым источником природных богатств, который неспособны освоить местные народы и потому «необходимо коллективными усилиями освоить и модернизировать регион, просветить местных жителей и изменить их жизнь и культуру»180. На смену размышляющему взгляду и спокойной интонации пришли ритмы и интонации динамичной промышленной переделки края; созерцательное отношение к природе сменилось стремлением к ее покорению. Произведения были проникнуты новационным для изобразительного искусства региона энтузиазмом, мотивами борьбы за новое и утверждением коллективистского умонастроения. В них было философско- поэтическое обобщение и победительная агрессия. Художники, командированные на Кольский полуостров в 30-е годы XX века, работали также над инновационными для регионального изобразительного искусства жанровыми картинами и портретами, что было 176 Каталог к выставке «Советская Арктика и Советский Север в изоискусстве». Там же. - С. 3-4 Каталог к выставке «Советская Арктика иСоветский Север в изоискусстве». Там же. См.: Васильева Е.В. Диссертация. Там же. - С. 163 Мировое искусство. Русская живопись / Сост. И.Г. Мосин. - СПб: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2007. -192 с. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций / Л.М. Мосолова, Л.С. Вагинова. - СПб.: Астерион, 2006. - 150 с. - С. 90 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz